Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Подросток
------ Страница 54 ------

Подросток - Страница 54

ситуациях вы боитесь

отнюдь не того, что сделает ребенок. Весьма вероятно, что все это вы можете

выдержать, если действия ребенка не направлены непосредственно против вас.

Больше всего вас страшит мысль о том, что вы как бы оказываетесь у всех на

виду в положении человека, осмелившегося гордо поднять голову и сказать во

всеуслышание: "Я провозглашаю вот это в качестве моих неотъемлемых прав". Мы

очень хорошо знаем, насколько действительно страшным может быть подобный

шаг. Но мы знаем также, что на самом деле он отнюдь не опасен, напротив,

такая четкая и откровенная позиция составляет саму суть всякого нормального

человеческого общения.

Если вы стремились избегать столкновений с ребенком, то, скорее всего,

делали это потому, что чувствовали себя беспомощными и не знали, что

предпринять, как следует себя вести. Когда же вы будете знать, что именно

надо делать во время подобных столкновений, этот страх уменьшится. В

последующих главах мы сообщим вам все нужные сведения. Так что проникнитесь

уверенностью, что у вас будут все необходимые средства для того, чтобы

справиться с ситуациями столкновений с ребенком.

Поймите также, что в столкновении вы на самом деле даете ребенку самое

ценное из того, что можете дать, а именно -- частицу самого себя; а ведь он

или она очень нуждаются в том, чтобы получить от вас это.

Если же вы вообще боитесь столкновений с людьми, то поймите: подобные

ситуации с вашим ребенком дают вам шанс освободиться от этого страха. Вы

можете научиться чувствовать себя в них комфортно и даже получать

удовольствие, радуясь ощущению приятного возбуждения и собственной

компетентности от одного сознания, что вы можете справляться с конфликтными

ситуациями.

Вот простое упражнение: если у вас есть такая возможность, то

прислушайтесь, как говорят между собой 7--10-летние дети. Обратите внимание,

как они откровенны во всех своих проявлениях -- и когда скандалят, и когда

говорят то, что думают, и когда распоряжаются. Они совсем не боятся

столкновений. Вы, как взрослый, обладаете гораздо большим жизненным опытом,

чем эти малыши; что же произойдет, если это ваше преимущество будет

использовано в общении? Вы и все, кто вас окружает, поймете: вы -живой

человек; и, может быть, тогда все в вас устремится к такого рода

откровенному взаимодействию!

Таким образом, что касается столкновений, у вас будет все необходимое

для того, чтобы справляться с ними и даже получать от них удовольствие.

После того как вы успешно справитесь с несколькими стычками, вы почувствуете

себя увереннее и, возможно, обнаружите: сами эти столкновения стали реже -и

слабее.

Будьте открытыми

В главе 5 мы просили вас быть более чувствительными и восприимчивыми к

вашим собственным желаниям, дискомфортам, переживаниям и, говоря о них,

пользоваться Я-высказываниями. Поступая подобным образом, вы добиваетесь

сразу многого: становитесь более открытыми; делаете первый шаг к тому, чтобы

начать заботиться о себе; передаете частицу самого себя другому человеку в

непосредственном общении с ним. Вы также вырабатываете у себя привычку,

которая может выручить вас в любом межличностном взаимодействии. Когда бы

вами ни овладело неприятное переживание страх перед общением, беспокойство

по поводу его результата, неуверенность в том, что следует сделать или

сказать и т. п.,-- вы можете начать проявлять заботу о самом себе,

концентрируясь на своем внутреннем Я, спрашивая его, что оно ощущает, и

затем сообщая об этих ощущениях тому, кто перед вами:

Я затрудняюсь сказать что-либо. Я просто не знаю, что сказать.

Я чувствую полную беспомощность в связи с этим.

Я так беспокоюсь, ведь дом может сгореть дотла.

С каждым проявлением подобной подлинной открытости, выраженным в виде

Я-предложений, в которых нет слов "вы" или "ты", вы будете чувствовать, как

к вам возвращаются силы, а ситуация в целом становится более равноправной.

Поймите: ваша открытость -- главное в установлении равноправных

отношений с ребенком и благополучного разрешения проблем, относящихся к

перечню событий жизни

Навигация:

Страница 56
Страница 55
-- Страница 54 --
Страница 53
Страница 52