Энн (16) уже сделала два аборта. Теперь она забеременела в третий раз.
Джерри (14) вступил в бойскауты, но, как только я заплатил за его
форму, он вышел из этой организации.
Ложь -- вот чего я не могу выносить. Я не могу поверить чему бы то ни
было, что Карен (14) выдает за правду.
Морис (15) не хочет ходить в школу, за последние два года у него уже
несколько недель пропусков.
Мередит (12) была задержана за кражу в магазине.
Дона (17) всегда хочет быть наедине. Она часами сидит одна в своей
комнате.
Он (16) не хочет быть членом нашей семьи. Он не желает никуда ходить
вместе с нами и обычно не хочет даже разговаривать ни с кем из нас.
Мой сын (14) убежал из дома, шесть дней он прожил у своего друга.
Дэйв (13) ругается. Он называет меня такими словами, которые ни один
мальчик не смеет даже произнести в присутствии своей матери.
Все это, естественно, пугает родителей, поскольку означает для них
следующее:
Мой сын или моя дочь становится хуже
и
Я оказался плохим родителем,
а также, возможно:
Мой ребенок не любит меня,
Люди узнают о моем фиаско.
Он одержал верх надо мной.
Я обречена вот так жить с этим человеком еще три года (или пять, или
семь лет), и из этой ситуации нет никакого выхода.
Помимо переживаний, связанных со всеми этими болезненными мыслями, вы,
возможно, почувствуете себя совершенно сломленными, потому что может
казаться: со сложившейся ситуацией ничего нельзя поделать. Вероятно, вы уже
испробовали все, до чего сами могли додуматься, и лишь обнаружили, что ни
одно из средств не является достаточно долго действующим.
Вы пытались дисциплинировать сына или дочь:
Хорошо, теперь тебе придется посидеть дома.
Ты опять сделал это, поэтому теперь ты будешь сидеть дома все лето!
Или же вы пытались использовать "поощрения":
Я дам тебе пять долларов, если на этой неделе ты ни разу не пропустишь
школьные занятия.
Я разрешу тебе пойти на пикник., если ты переоденешься после школы.
Или же вы использовали обычные для родителей требования и распоряжения:
Энни, ты должна ходить в школу и выполнять домашние задания. Если не
будешь этого делать, то не сможешь впоследствии получить приличную работу,
ту работу, которую тебе захочется иметь.
Воровать дурно, и ты не должен этого делать.
Не смей так вести себя со своей матерью.
Вы, возможно, испробовали строгий надзор:
Я собираюсь разбудить тебя в 6.30, затем отвезу в школу, доведу до
твоего класса и заберу сразу же после занятий.
Вы могли решить, что, возможно, ваш ребенок нуждается в понимании и
любви, и попытались поговорить с ним по душам, высказать ему или ей свою
озабоченность:
Карл, почему ты это делаешь? Давай обсудим это.
Я люблю тебя.
Вы могли ходить с ребенком на консультирование и в результате
обнаружили сначала кратковременное улучшение в его поведении, а затем --
вновь ухудшение (или же вообще не было никакого улучшения, или же он
отказался ходить на консультации).
У вас могло возникнуть также ощущение, что, поскольку ни одно из
предложенных вам обществом средств воздействия не сработало, что-то не так,
должно быть, в вас самих:
Что же я делаю не так? Где я допустила ошибку?
Я должен был быть здесь, с вами, когда вы были маленькими.
Может быть, все это происходит потому, что у тебя только я; своим
разводом я лишила тебя отца.
И т. д. и т. п.
Для родителя