начинаете действовать в точном соответствии с его
или ее программой, лишь бы добиться примирения. Четвертый шаг необходим для
того, чтобы сформировать у вашего ребенка совершенно иное, новое
представление, а именно: что бы вы ни сказали, вы будете следовать этому вне
зависимости от того, сколько усилий приложит он, вынуждая вас спасовать.
Другими словами, его прежний прогноз о том, как вы будете себя вести, должен
оказаться ошибочным.
Мы полагаем, что крайне важно дать возможность ребенку познакомиться с
вашим новым, до некоторой степени непредсказуемым Я. Поэтому нам очень
хотелось бы, чтобы, прежде чем внимательно изучить следующий шаг,
предлагаемый в данной главе, вы приготовились проделать некоторые забавные
поступки, которые помогут вам стать более смелым, непредсказуемым,
непосредственным и чудаковатым человеком.
То, что до настоящего времени происходило между вами и вашим ребенком,
по-видимому, достаточно точно отражено в следующих положениях:
Ваш ребенок совершает с трудом контролируемые, непредсказуемые,
сумасшедшие выходки, а вы оказываетесь в роли обеспокоенного и за все
отвечающего человека.
Разговаривая друг с другом, вы оба концентрируете внимание только на
том, что делает ваш ребенок, что он хочет, как он воспринимает и переживает
происходящее; все то, что вы делаете, хотите и переживаете, либо вовсе не
играет никакой роли, либо играет очень незначительную роль в ваших
разговорах.
Вы проявляете беспокойство о том, что собирается делать ваш ребенок, а
ваш ребенок совсем не беспокоится о том, что будете делать вы, потому что он
видит в вас сложившегося, полностью предсказуемого человека, который
известен во всех отношениях.
Давайте хотя бы частично изменим эту ситуацию, поставим вас обоих в
более равные отношения. Вот как мы предлагаем вам сделать это. Вообразите,
что на протяжении многих лет вы жили в группе каторжников, закованных в
кандалы и скованных одной цепью. В этой группе вы так долго выполняли одно и
то же, что теперь уже даже не можете воспринимать ситуацию, свои
обязанности, других заключенных, справедливость или несправедливость
происходящего, но просто функционируете, выполняя с тупым упорством автомата
те задачи, которые, как вы думаете, вы должны выполнять. Теперь представьте,
что вас внезапно освободили. Физически вы находитесь все еще в той же самой
ситуации, но теперь свободны, вольны остаться в ней или же выйти из нее,
выполнять одни и те же привычные действия или же заняться чем-то новым --
словом, как свободный человек, вы вольны пересмотреть всю свою ситуацию.
Посмотрите теперь на свою жизнь как такой свободный человек и начните снова
и снова обращаться к самому себе со следующими словами:
Я свободна поступать, как хочу; что же я хочу сделать прямо сейчас -- в
течение следующих пяти минут?
Побегать?
Поговорить?
Прилечь и отдохнуть?
Немного потанцевать?
Посмотреть, сколько разных цветовых тонов я могу увидеть, не меняя
своего положения?
Ничего не хочу?
Я свободен поступать, как хочу; что же я хочу сделать в течение
следующих нескольких недель или месяцев?
Купить пишущую машинку?
Поиграть на фондовой бирже?
Похудеть на двадцать фунтов?
Заняться резьбой по дереву?
Я свободен поступать, как хочу; что бы я сделал, если бы был немного
чудаковатым?
Побегал на четвереньках?
Стал бы менять места работы?
Слушал пластинки всю ночь?
Похохотал?
Когда вы были маленьким ребенком, у вас, несомненно, появлялось
множество соображений о том, что вам хотелось бы сделать. Способность
размышлять подобным образом у вас вовсе не утрачена; она всегда в вашем
распоряжении.
Я свободен поступать, как хочу: что бы я сделал прямо сейчас, если бы
мне было всего пять лет?
Вытянулся вверх