Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Ишопанишад с комментариями Баладевы Видьябхушаны

Мантра 15

МАДХВАЧАРЙА:

ПЕРЕВОД. О Вишну! Твоя форма покрыта сверкающим солнцем. Пожалуйста, удали это покрытие, чтобы Твой преданный увидел Твою форму.

КОММЕНТАРИЙ.

«Брахманда-пурана» говорит:

патрам хиранмайам сурйа-

мандалам самудахртам вишнох сатйасйа тенаива сарвада 'пихитам мукхам

тат ту пурнатватах пуша вишнух даршайати свайам сатйа-дхармайа бхактайа

«Хиранмайа-патрам относится к планете Солнце. Лик Господа Вишну (сатйа) всегда им покрыт. К Вишну обращаются как к Пуша (питающему), поскольку Он полон в Себе, совершенен и являет эту форму преданному (сатйа-дхармайа)».

Преданного называют сатйа дхарма, потому что он держит, поддерживает (дхарма от дхр — «дер жать») Господа, которого зовут Сатйа (исполнен ный благоприятных качеств), в своем сердце.

ВЕДАНТА ДЕШИКА:

ПЕРЕВОД. Ум джйвы покрыт золотым покрывалом невежества и страсти. О Господь, поддерживающий мою преданность! Пожалуйста, удали это покрытие для осознания Тебя, что является естественным действием чистой джйвы.

КОММЕНТАРИЙ. Мантры (15-18) теперь обучают тому, что должно быть использовано лич ностью, твердо настроенной на исполнение брахма видйи, или знания брахмана, вместе с кармой как ее частью вплоть до достижения конечного резуль тата. В этих мантрах такие имена, как Пуша, дол жны означать только Параматму. Они имеют этот смысл или прямым образом, или вследствие того, что она есть сама жизнь дэватов, обозначенных этими именами. Это тот самый случай, когда мантры обозначают только один приносящий удовлетво рение объект посредством многих имен, таких как Йама и Сурйа. В первой мантре преданный молит Господа, обращаясь к Нему как к Пуше, уничтожить

препятствия медитации (самадхи) на Господа, которые были упомянуты (как винашам в предыдущем стихе). Сатйа относится к джйве. Такое употребле ние найдено в следующем:

сатйам чанртам ча сатйам абхават

«Войдя в этот мир, Господь становится джйвой (сатйа) и материей (анртам)» («Таиттирййа упа-нишад», 2.6).

атах намадхейам сатйасйа сатйам прана ваи сатйам тешам эша сатйам

«Джйва зовется истиной истины, сущностью сатйи. Джйвы зовутся сатйа. Сатйа принадлежит им» («Брхад аранйака упанишад», 2.3.6).

Мукхам (голова) относится к уму джйвы (cam йасйа), который находится в голове и является органом, от которого зависят чувства. Ум джйвы, покрытый страстью, сравнивается с золотым сосудом, по причине демонстрируемой им великой привязанности, препятствующей медитации на Господа. Хотя Параматма очень близко, обитает в сердце, модус страсти блокирует видение Параматмы. Хотя упоминается страсть, невежество также включено. Или слово «золотой» может предполагать различные виды наслаждения, приходящие с кармой. «О питающий тех, кто обретает у Тебя прибежище! Удали это покрытие (таги) ума джйвы». С какой целью? «Удали это покрытие, так чтобы она могла видеть (дрштайе) Господа». Такое видение есть вну тренне присущая природа джйвы (сатйа-дхармайа).

БЛЛАДЭВА ВИДЙАБХУШАНА:

ПЕРЕВОД. Форма вечного Господа сокрыта сияющими лучами солнца. О вскармливающий! Открой Свой образ, так чтобы Твой преданный мог видеть его.

КОММЕНТАРИЙ. После того как гуру обри совал форму Параматмы квалифицированному ученику, ученик вовлекается в самоотвержен ное поклонение Господу, чтобы встретить Господа непосредственно и далее достичь освобожденного состояния. Это было описано в предыдущих стихах. Но встретить Господа непосредственно не является достижимым только с помощью шравана, манана, нидидхйасана и т.д., и освобождение невозможно только встречей с Господом. Только когда достига ется милость Господа, возможно достижение Господа. Заключительные стихи Упанишад показывают метод молитвы о милости Господа, чтобы было воз можно достичь восприятия Господа через слушание и медитацию и таким образом достичь освобождения от этого мира через его восприятие.

Среди данных стихов этот стих говорит о покло нении Господу в форме солнца. Стих в размере апуштубх. Слово хиранмайена (буквально «золотой») в данном стихе означает «подобный золоту» или «сияющий». Натра относится к сосуду, из которого пьют (па). Здесь это относится к планете Солнце. Солнце названо сосудом, потому что это есть объект, в котором лучи, находящиеся там, берут свое питание; или это есть объект, от которого люди пьют или принимают лучи. Этой сияющей

(.хиранмайена) солнечной сферой (патрена) скрыт (апихитам) лик (мукхам, означает также тело, если соответствует играм, так же как и лик) нераз рушимой личности (сатйасйа), Верховного Гос пода, находящегося на планете Солнце. «О лич ность, питающая преданного (пушан — звательный падеж от пуша, „питающий"), О Параматма (питаю щая изнутри), Ты должна открыть (апаврну) этот лик (и всю форму)». Зачем? Для прямого восприятия (дрштайе) преданного, такого как я (сатйа дхармайа). Такова молитва Рши.

БХАКТИВИНОДА ТХАКУРА:

ПЕРЕВОД. Форма Параматмы скрыта сосудом света. О солнце, пожалуйста, удали покрытие, так чтобы мы смогли видеть природу Параматмы и ее вечные качества.

КОММЕНТАРИЙ. О Верховный Господь, Ты есть духовное солнце. Я есть Твоя очень малая частица света. Хотя я могу видеть, Твой свет не позволяет мне увидеть Твою вечную форму. Так, будучи лишенным способности видеть Твои вели колепные качества, я остаюсь закрытым энергией майи, которая есть тень чит шакти, Твоей духовной энергии. Будь милостив и удали это блистаю щее покрытие. Тогда для мельчайшей души станет возможным увидеть Твою истинную форму. Вели кий преданный Нарада, видящий эту форму, сказал: джйотир абхйаптаре рупам атулам шйама сундарам — «Внутри света находитс я несравненная форма Шйамасундары» («Нарада-пайчаратра», 1.3).

Далее: