Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Ишопанишад с комментариями Баладевы Видьябхушаны

Мантра 7

МАДХВАЧАРЙА:

ПЕРЕВОД. Параматма, внутри которой обитают все живые существа (йасмин сарвани бхутанй), всегда существует внутри всех живых существ. Для того, кто видит одну и ту же Параматму во всех живых существах и достигает ее, может ли существовать какая-либо иллюзия?

КОММЕНТАРИЙ. Грамматическая структура следующая.

Параматма (атма), в которой обитают все живые существа (йасмин сарвани бхутанй), всегда существует внутри всех живых существ (татра). Для того, кто видит одну и ту же Параматму во всех живых существах, может ли существовать какая либо иллюзия?

«Пиппалада шакха» подтверждает это:

йасмин сарвани бхутанй са

атма сарва бхутагах эвам сарватра йо вишнум пашйет тасйа виджанатах ко мохах ко 'тхава шоках са вишнум парйагйд йатах

«Параматма, в которой существуют все живые суще ства, пронизывает собой все существа. Для обла дающего знанием человека, видящего Вишну везде, существует ли иллюзия или скорбь с того момента, как он достиг Вишну?» В добавление к тому факту, что знающий Господа становится бесстрашным (как сказано в предыдущем стихе), этот стих добавляет то, что он избавляется от скорби и иллюзии. Повтор в этих двух стихах подчеркивает всепроникающую природу Господа.

ВЕДАНТА ДЕШИКА:

ПЕРЕВОД. Существует ли скорбь или иллюзия для того, кто видит Господа, пронизывающего всё сущее, кто в медитации воспринимает все существа как части одного Господа?

КОММЕНТАРИЙ. Раскрыв, каким образом Господь является душой всего сущего через утвер ждение идентичности брахмана со всем суще ствуюпщм, — учитель теперь показывает, как видящий брахмана уничтожает иллюзию и скорбь. Во время медитации для личности, которая знает

эту независимую сущность через рассмотрение писаний именно так, как учит гуру, появляется восприя тие того, что Параматма одна содержит все дру гие существа как свои атрибуты (сарва-вишиштпха). Таков смысл высказывания «все существа есть атма». Идентичность атмы или Господа со всем сущим подобна отношению души к телу (которая является основным фактором в теле). Данная прак тика использования находится в Ведах и в обыден ном понимании, так же как и в утверждении «я есть Господь» (это не означает буквальной идентично сти, но — идентичность того, что Господь явля ется основной движущей силой чьего либо сущест вования). Таким образом, теория, что в результате реализации единого брахмана все индивидуально сти во Вселенной прекращают свое существование (бадха), теория, что джйва и мир являются просто ложным наложением на брахман (упачара), и тео рия единства сварупы (сварупаикйа) всех вещей, где брахман трансформируется во всё, — все они отвер гаются. Когда во время медитации в личности, кото рая обладает знанием, появляется восприятие того, что Параматма является душой всех существ, тогда в это же самое время иллюзия (моха) в форме оши бочного знания о независимости джйвы не появля ется. Эта личность, которая видит одного Госиода, пронизывающего Собой все вещи (жатвам any пашйатах), больше не страдает от скорби (шока), вызванной даже смертью сына или потерей цар ства, потому что она достигла состояния полного отсутствия чувства собственничества по отношению ко всем вещам в этом мире — поскольку она пони мает, что всё есть часть Господа.

анантам бата ме виттам

йасйа ме пасти кинчана митхилайам прадйптайам на ме кимчит прадахйате

«Лишенный привязанностей Джанака сказал: „Мои богатства безграничны, но ничто мне не принадлежит. И даже если вся Митхила сгорит, моего не сгорит ничего"» («Махабхарата», 12.17.18).

Слово «единство» (жатвам) не означает «только одно существо и ничего больше», но на самом деле — одно существо со всем остальным в качестве его атрибутов, потому что не имеется никаких утверждений в данном труде, которые отрицали бы утверждение в первом стихе о том, что «всё существующее пронизано Господом». (Всё, включая этот материальный мир, также является реальным.) Было бы невозможным даже начать наставления о таком абсолютном единстве, так как личность должна была бы допустить двойственность в форме знания и невежества (в контексте ложности всего опыта) просто даже для того, чтобы начать обучение.

Невозможно также говорить и о «видении единства» осознанием одной сварупы во взаимно-про-тивоположно существующих объектах (которые не ложные), потому что тогда это было бы разрушением способности (своей собственной или других) распознавать это единство в момент наступления совершенства, когда препятствия в видении единства растворяются. Что объясняется в этом стихе, так это видение одной сущности в совокупности со всеми другими реальными сущностями, действующими как ее атрибуты, следуя всей очевидности писаний.

В обсуждении лучше объяснять единство в терми нах частных взаимоотношений. Например, слово «один» используется для описания особых взаимо отношений в следующем примере: рама-сугрйвайор аикйам — «Существует единство Рамы и Сугрйвы» («Рамайана», 5.33.49).

Хотя и возможно принять эти два стиха (6 и 7) как описание того, как видят мир освобожденные личности (мукта), в соответствии с контекстом того, что было сказано ранее, они рассматриваются как прославление стремящегося к освобождению Смумукшу).

Здесь слово «видение» (анупашйатах) относится к видению со знанием, возникающим из писа ний, и со знанием, которое принимает форму поклонения Господу, являющуюся самой сутью писаний, с интенсивным желанием ясного видения Господа. Стих не следует рассматривать как прослав ление прямой реализации Господа, возникающей из самадхи, потому что обсуждаемой темой явля ется метод достижения такой реализации (более, чем реализация как таковая). В «Шрй-бхашйе» также объясняется, что слово даршана («видение», или анупашйатах) означает «объект чьего либо поклонения» (больше, чем видение или осознавание) во всех стихах относительно обучения методу освобождения.

БАЛАДЭВА ВИДЙАБХУШАНА:

ПЕРЕВОД. Существует ли иллюзия или скорбь для того, кто видит единство, когда все существа являются брахманом (в восприятии знающего)?

КОММЕНТАРИЙ. Тот же самый смысл выражен и в этом стихе. Размер ануштубх. Для личности в знании, если все существа содержатся в Параматме, а Параматма содержится во всех существах и, таким образом, все существа являются брахманом (атма эва абхут), путем раз мышлений над такими утверждениями шрути, как: сарвам кхалв идам брахма («Всё есть брахман». «Чхандогйа-упанишад», 3.14.1), какая иллюзия или скорбь могут существовать для такой личности, видящей единство (жатвам)! Иллюзия и скорбь возникают от неведения такого знания.

БХАКТИВИНОДА ТХАКУРА:

ПЕРЕВОД. Когда личность видит единство Господа со всеми существами, какая иллюзия или горе могут существовать для такой личности (видящей единство)?

КОММЕНТАРИЙ. Иллюзия и горе действуют против знания. Когда иллюзия и горе пребывают в сердце, знание не может там оставаться. Подобно тому как ненависть исчезает, когда личность видит всё в связи с Параматмой, иллюзия и горе также исчезают. Таким образом, является необходимым установить взаимоотношения с Параматмой.

Далее: