Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 102

Текст 1

В следующей цитате из “Шримад Бхагаватам” (10.87.41) подтверждается, что Верховная Личность Бога — это высшая цель и заключение Вед:

“О Господь, так как Ты безграничен, то даже великие полубоги не могут определить границы Твоей формы и Твоих качеств. Мы думаем, что даже Ты Сам не знаешь полностью обо всех Своих трансцендентных качествах. Покрытые десятью и семью слоями, в Тебе плавают бесчисленные вселенные подобно пылинкам, несущимся сквозь пространство под влиянием колеса времени. Отвергая все то, что не является Тобой, Веды исполняют свое предназначение, когда находят Тебя”.

Текст 2

Здесь говорится, что трансцендентные формы и качества Господа невозможно описать по двум причинам: 1) потому что они безграничны и 2) потому что они не могут быть описаны должным образом.

Олицетворенные Веды так описывают безграничность формы Господа: “О Господь, так как Ты безграничен (анантатайа), то даже великие полубоги, правители Сваргалоки и других планет, не могут определить Твои границы”. Почему Ты безграничен (анантатайа)? Потому что Тебе нет конца. Лишь атеисты говорят, что Ты ограничен.

Почему Ты всеведущий и всемогущий? Олицетворенные Веды говорят: “Потому что Ты не имеешь предела (анантатайа)”. Всеведение и всемогущество Господа истинны. Они не являются вымыслом, как заячьи рога. Это описано в шрути-шастре:

“Если кто-то говорит, что он полностью понимает Господа Вайкунтхи, то он совершенно не понимает Его”.

Таким образом описана безграничность Господа.

Затем Олицетворенные Веды говорят: “Покрытые десятью и семью слоями (саваранах), в Тебе (йад-антара) распространяются (ванти) бесчисленные вселенные (анда-ничайах) подобно пылинкам (раджамси), несущимся сквозь пространство (кхе) под влиянием колеса времени (саха вайаса)”. Господь безграничен, поскольку в Нем покоятся бесчисленные вселенные, и так как Он является средоточием удивительных качеств, то Его качества также не имеют границ.

Текст 3

Это также описано в шрути-шастре:

“О Гарги, Всевышний находится над небесами, под землей и между небом и землей. Всевышний есть, всегда был и всегда будет”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 3.8.4);

“Героической славе Господа Вишну нет конца, как нет числа пылинкам на земле”, (шрути-шастра).

Текст 4

Олицетворенные Веды продолжают (стих 10.87.41, процитированный в Тексте 1): “О Господь, Веды исполняют свое предназначение, когда находят Тебя”. Это означает: “Описывая Твою безграничность, Веды находят свое завершение в Тебе”. В шрути-шастре говорится, что блаженство Верховной Личности Бога в сотни раз больше, чем то блаженство, которое ощущает полубог Брахма (“Тайттирия-упанишад”, 2.4.1):

“Слова уводят от Всевышнего. С помощью ума человек не может достичь Его. Мудрец, понимающий природу блаженства Верховной Личности Бога, никогда и ничего не боится”.

Поскольку Верховный Господь безграничен, Его блаженство неизмеримо и неописуемо.

Текст 5

В ведической литературе мы находим еще одно описание этого:

“Даже когда мудрецы видят великую гору Меру, они тем не менее не могут постичь ее. Точно так же Верховную Личность Бога нельзя познать, описать или вообразить”.

Текст 6

Отвечая на утверждение о том, что Верховную Личность Бога нельзя описать, мы доказали, что это возможно.

В следующей цитате (“Тайттирия-упанишад”, 2.1.3) приводится непосредственное описание формы Верховной Личности Бога:

“Верховный Господь, Личность Бога, вечен, исполнен знания и ничем не ограничен”.

Трансцендентные качества Господа описаны следующим образом (“Шветашватара-упанишад”, 6.8):

“Своими деяниями Верховная Личность Бога показывает Свое безграничное знание и могущество”.

Олицетворенные Веды продолжают (стих 10.87.41, процитированный в Тексте 1): “Отвергая все то, что не является Тобой, Веды исполняют свое предназначение, когда находят Тебя”. Это означает: “Отвергая материальный мир, они находят свое завершение в Тебе”.

Текст 7

В “Бхагавад-гите” (10.4-5) Господь говорит, что Он является источником всех качеств:

“Разум, знание, свобода от сомнений и заблуждений, снисходительность, правдивость, владение своими чувствами, управление своим умом, счастье и горе, рождение и смерть, страх и бесстрашие, отказ от насилия, уравновешенность, удовлетворенность, аскетизм, благотворительность, слава и бесславие — все эти качества, которыми обладают живые существа, созданы Мной одним”.

В Ведах также говорится:

“Скромность, разум, страх и все прочее — все это изошло из сердца Всевышнего”.

Однако, материальные знание и другие материальные объекты не тождественны со Всевышним. Это описано в “Брихад-араньяка-упанишад” (4.4.22):

“Всевышний — не то. Всевышний — не это”.

Следующая цитата (“Шветашватара-упанишад”, 6.8) также опровергает идею о том, что Всевышний — это материальный мир:

“Все Его чувства трансцендентны. Любое из Его чувств может выполнять функции любых других Его чувств”.

Ниже приводятся еще цитаты, описывающие Верховную Личность Бога:

“Верховный Господь вечен и исполнен знания. Ничто не может ограничить Его”, (“Тайттирия-упанишад”, 2.1.3);

“Своими деяниями Верховная Личность Бога показывает Свое безграничное знание и могущество”, (“Шветашватара-упанишад”, 6.8).

Текст 8

Поэтому знание и качества Господа отличаются от материи. Поэтому Олицетворенные Веды говорят: “Отвергая материальное знание и все остальные материальные объекты, Веды находят свое завершение в Тебе, о Господь”. Поскольку Верховный Господь недосягаем для материального разума, то Его невозможно описать, но на самом деле Господа можно описать до некоторой степени. Господь находится за пределами сферы материальных чувств, что подтверждается следующим утверждением: “О Господь, Ты — десятое проявление, расположенное за пределами мира материи”. Из одного лишь этого утверждения становится ясно, что Господь открывает Свою форму только по Своему собственному желанию. Так как Господь появляется в чистых сердцах Своих преданных только по Своему желанию, Веды заключили, что Он обладает могуществом явить Себя только тогда, когда Он этого хочет.

Текст 9

Следующие цитаты описывают, что Веды тождественны Верховной Личности Бога:

“Веды и безличный Брахман — это Мои вечные формы”, (слова Верховной Личности Бога из Вед);

“Веды тождественны Верховной Личности Бога”, (“Шримад Бхагаватам”, 11.3.43);

“Веды — это Сам Верховный Господь, Нараяна; они саморожденные. Вот что мы слышали от Ямараджи”, (“Шримад Бхагаватам”, 6.1.40).

Текст 10

В следующих цитатах также подтверждается, что Верховная Личность Бога — это заключение Вед:

“Этой прекрасной “Бхагавата-пураны”, составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание “Бхагаватам”, это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце”, (“Шримад Бхагаватам”, 1.1.2);

“Верховная Личность Бога описана в Упанишадах”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 3.9.26).

Таким образом, Веды учат, что к Верховной Личности Бога можно приблизиться через Упанишады. Есть такое утверждение:

“Смотря глазами Вед, человек может увидеть Верховную Личность Бога”.

Текст 11

Посредством Своей самопроявленной энергии, то есть при помощи Вед, Верховная Личность Бога появляется лично, рассеивая тьму материи. И все-таки Его нельзя описать обычными, материальными словами. Как само солнце идентично своему отражению в горшке с водой, точно так же Верховная Личность Бога, Властелин всех энергий, идентичен со Своими энергиями, но в то же время Он и Его энергии отличаются друг от друга. Таким же образом Его описывают словами, но в то же время слова не могут описать Его.

Текст 12

Это описано в “Гаруда-пуране”:

“Поскольку Всевышний непостижим, Его нельзя описать словами, но слова Вед описывают Его. К Нему нельзя приблизиться с помощью логики, и в то же время логика приводит к Нему. Познать Его невозможно, и все же Он познаваем. Таково заключение смрити”.

Текст 13

Это также описано в шрути (“Кена-упанишад”, 1.4):

“Всевышний отличен как от познаваемого, так и от неизвестного”.

Парашара Муни объясняет:

“Мы, мудрецы, медитируем на Верховный Брахман, который есть обитель всех энергий. Когда же Господь Хари входит в ухо, то вера возрастает, а грех разрушается”.

Текст 14

По этому поводу кто-то может возразить: “Разве это не так, что Веды — это самопроявленная энергия Верховного Брахмана, который известен как Верховная Личность Бога? Если Верховную Личность Бога можно обнаружить с помощью Его энергии — Вед, то как тогда можно обнаружить безличный Брахман, который лишен всяких энергий?”

Наше мнение таково, что в Ведах можно обнаружить безличный Брахман, потому что это одна из энергий Верховной Личности Бога. Это описано следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 8.24.38):

Текст 15

“Я сполна одарю тебя Своей благосклонностью и дам тебе исчерпывающие наставления, и благодаря твоим вопросам все знание о Моих достояниях, известных как парам брахма, проявится в твоем сердце. Так ты полностью познаешь Меня”.

Текст 16

Поскольку безличный Брахман и Верховная Личность Бога неотличны, безличный Брахман не является самопроявленным. Здесь это объяснено простыми, обычными словами, и это также объясняется в шрути-шастре. Все это не опровергает существование трансцендентной формы Господа, которая проявлена Его энергией развлечений и которую можно познать с помощью преданного служения. Какова природа энергии развлечений, принадлежащей Господу? Она абсолютно чиста. Это описано в “Супарна-шрути”:

“Те, кто вдыхают запах материи, не чувствуют аромат Всевышнего. Те, кто созерцают материю, не видят Всевышнего. Те, кто слушают материю, не слышат Всевышнего. Те, кто знают материю, не знают Всевышнего”.

Стих, процитированный в начале этой ануччхеды, произнесли Олицетворенные Веды, обращаясь к Верховной Личности Бога.