Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 32

Текст 1

То, что Верховный Господь является всепроникающим, подтверждается следующим утверждением из “Шримад Бхагаватам” (10.9.13-14):

“Верховная Личность Бога не имеет ни начала, ни конца, у Него нет ни внешней, ни внутренней стороны, и Его нельзя увидеть ни спереди, ни сзади. Другими словами, Он является всепроникающим. Поскольку Он не находится под влиянием элемента времени, для Него нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего; Он всегда существует в Своей собственной трансцендентной форме. Будучи Абсолютом, пребывающим за пределами относительного, Он не связан разницей между причиной и следствием, хотя Сам Он является причиной и следствием всего сущего. Эта непроявленная личность, которая недоступна для чувственного восприятия, явилась теперь как обычный ребенок, и Мама Яшода, считая Его своим собственным сыном, привязала Его веревкой к деревянной ступе”.

Текст 2

Шрила Шридхара Свами комментирует эти стихи следующими словами:

“Если объект ограничен началом и концом, то он может быть обвязан веревкой, но если объект не имеет границ, то он не может быть чем-либо окружен или связан веревкой. В этих стихах “Шримад Бхагаватам” подтверждается, что Шри Кришна является всепроникающим и безграничным (на чантах). В действительности, Он — все сущее (джагач ча йах). Однако, “непроявленный Верховный Господь, который недоступен для чувственного восприятия (адхокшаджам), явился теперь как обычный ребенок (мартйа-лингам), и Мама Яшода, считая (матва) Его (там) своим собственным сыном (атмаджам), привязала (бабандха) Его веревкой к деревянной ступе””.

Текст 3

Фраза “джагач ча йах” (Он является всем сущим во всем совокупном творении) может быть объяснена таким образом: Верховный Господь неотличен как от причины творения, так и от космического проявления, которое является следствием этой причины. Другими словами, поскольку вся материальная вселенная является ни чем иным как энергией Верховного Господа, то Он неотличен от этой вселенной. Так как обыкновенная веревка, сделанная из материальных элементов, является лишь крошечной частью одной из Его энергий, то такая веревка не обладает могуществом, чтобы связать Его, так же как маленький огонек не способен сжечь огромное пламя.

Текст 4

На это кто-то может возразить: “Если Верховный Господь всепроникающ, то как тогда возможно, что Яшода-деви связала Его маленькой веревкой, которой не хватило бы, чтобы охватить даже всю материальную вселенную?” Ответ на это возражение заключается в словах “мартйа-лингам” (чтобы совершать Свои игры, Верховный Господь появился как обычный ребенок). Чтобы Его действия были подобны поступкам обычного человека, Верховный Господь Сам позволил, чтобы Мама Яшода связала Его веревкой.

Текст 5

Услышав это утверждение, человек может задать следующий вопрос: “Если Верховная Личность Бога обладает формой, похожей на человеческую, то эта форма несомненно проявилась в ограниченной области пространства. Как такая ограниченная форма может быть всепроникающей?”

Ответить на этот вопрос можно, используя слово “адхокшаджам” (за пределами чувственного восприятия). Форму Личности Бога невозможно правильно понять ни с помощью чувств обусловленной души, ни с помощью любого другого метода получения знания, которое доступно обусловленным душам. Поскольку Верховный Господь является непостижимым, то, хотя может казаться, что Он ограничен временем и пространством, в действительности Он всепроникающий. Так как обычные живые существа не могут понять Его должным образом, то в этом стихе Он описан как “авйактам” (непроявленный).

Текст 6

По этому пункту человек может спросить: “Если Верховный Господь всепроникающий, пусть даже Его форма кажется похожей на форму обычного человека, то почему Он не открыл Свою всепроникающую природу Своей матери, Яшода-деви?”

Ответом на этот вопрос являются слова “атмаджам матва” (Мама Яшода считала Кришну своим собственным, обыкновенным ребенком). Между Шри Кришной и Яшода-деви были отношения сына и матери. Чтобы не разрушить исполненный блаженства обмен любовью между Собой и Своей матерью, Господь Кришна скрыл от ее глаз Свою всепроникающую природу и другие Свои достояния. Неведение Мамы Яшоды о сверхчеловеческой доблести ее сына, на самом деле, говорило об ее великой славе, ибо Господь Кришна, чтобы сохранить со Своей матерью нежные отношения родителя и ребенка, Сам позволил связать Себя несколькими маленькими веревками. Возвышенное положение Мамы Яшоды описано в следующем утверждении из “Шримад Бхагаватам” (10.9.20):

“Ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни даже богиня удачи, которая всегда является лучшей половиной Верховного Господа, не могут снискать у Верховной Личности Господа, спасающего от рабства материального мира, той милости, которую получила мама Яшода”.

Текст 7

Кто-то может сказать, что фраза “адхокшаджам пракритам йатха” означает, что Верховный Господь, который является всепроникающим, принял иллюзорную человеческую форму посредством Своей энергии маха-майи. Такое представление абсолютно неправильно. Те, кто думает, что Верховного Господа, которого не может коснуться материальная энергия майа, можно познать с помощью детской логики обусловленных душ, являются великими глупцами. Они подобны легковерной публике, которая верит в то, что волшебник может сотворить бушующее пламя посреди океана. Они не понимают природу Всевышнего. То, что Верховного Господа трудно познать, подтверждается следующим утверждением из шрути-шастры:

“Верховный Господь всемогущ. Он один сотворил всех полубогов. Кто может понять, как Он появляется в этом мире?”

Текст 8

В этих стихах (“Шримад Бхагаватам”, 10.9.13-14) относительное и соотносительное местоимения “йат” и “тат” оба относятся к Шри Кришне. Поэтому следует понять, что форма Шри Кришны одновременно ограничена пространством (поскольку Он имеет совершенно определенную форму с руками, ногами и другими частями тела) и всепроникающа. Эти явно противоречивые качества Господа могут быть приняты потому, что Он является источником сотен взаимно противоположных энергий, и поэтому любые, в других случаях невозможные, вещи могут быть с легкостью сделаны Им. Эти взаимно противоречивые действия, которые могут совершаться одной причиной, можно наблюдать даже в материальном мире, где есть некоторые лекарства, по-разному воздействующие на тело, и при этом эффекты, вызванные одним и тем же лекарством, могут обладать несовместимой природой.

Текст 9

Шри Кришна одновременно ограничен в пространстве и является всепроникающим, и это возможно потому, что Он — повелитель всех непостижимых энергий, которые не могут быть ухвачены крошечными мозгами обусловленных душ. Это подтверждается следующим утверждением из “Брахма-самхиты” (5.34):

“Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, которого желают достичь все философы и мистики. Занимаясь дыхательными упражнениями с помощью метода пранайамы, йоги, стремящиеся к трансцендентному, едва могут приблизиться к кончикам пальцев Его лотосных стоп, а путь гйани, которые пытаются постичь лишенный разнообразия Брахман, последовательно отбрасывая все материальное, занимает миллиарды лет”.

Текст 10

То, что Верховный Господь обладает взаимно противоречивыми качествами, включая Его способность быть одновременно ограниченным в пространстве и всепроникающим, подтверждается следующим утверждением шрути-шастры, которое процитировал в своих комментариях Шрипада Мадхвачарья:

“Господь Хари не большого, не маленького и не среднего размера. Он одновременно присутствует везде и нигде. Он появляется, но не имеет начала. Он — материальная вселенная, но Он находится за пределами материальной вселенной. Он обладает качествами и у Него нет качеств”.

Текст 11

То, что Верховная Личность Бога обладает взаимно противоречивыми качествами, также описано в следующем утверждении из “Нрисимха-тапани-упанишад” (2.6.1):

“Верховный Господь находится за пределами материальной сферы, но в то же время Он присутствует в ней. Он является Собой и в то же время не является Самим Собой. Он жесток, но также Он не является жестоким. Он всемогущ и также беспомощен. Он велик и в то же время ничтожен. Он проникают всюду, но в то же время Он вне всего. Он очень прекрасен и совсем таковым не является. Его лица присутствуют везде, и Его лиц нет нигде”.

Текст 12

Это также подтверждается следующим утверждением из “Брахма-пураны”:

“Форма Верховного Господа не большая и не маленькая. Он — не материальная вселенная, и Он есть эта материальная вселенная. Он обладает бесчисленными качествами и достояниями, многие из которых противоречат друг другу. Поскольку Он исполнен всех достояний, Он известен как Верховная Личность”.

Текст 13

Это также подтверждается следующим утверждением из “Вишну-дхарма-пураны”:

“Я в глубоком почтении склоняюсь перед Верховным Господом, который одновременно является величайшим и мельчайшим. Его размер равен одной тысячной размера атома, и в то же время Он настолько огромен, что все материальные вселенные едва ли заполняют одну миллионную часть Его живота”.

Текст 14

В следующих стихах “Бхагавад-гиты” (9.4-5) Верховный Господь описывает Свои собственные энергии и достояния:

“Мною, в Моей непроявленной форме, пронизана вся эта вселенная. Все существа находятся во Мне, но Я — не в них. Однако все сотворенное не покоится во Мне. Узри Мое мистическое могущество!”

Мы можем отметить, что слово “авйакта-муртина”, использованное в этих стихах из “Бхагавад-гиты”, может означать “Моей формой, которая находится за пределами понимания ограниченного материального разума”.