Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 48

Текст 1

Утверждение шрути-шастры о том, что Всевышний не имеет ни рук, ни ног, означает, что части тела вечной, духовной, безграничной и исполненной блаженства формы Верховной Личности Бога духовны, а не материальны. Это утверждение Вед не несет в себе никакого другого смысла. Истинность этого подтверждается следующим утверждением Олицетворенных Вед (10.87.28):

“О Господь, Ты независим. Хотя Ты не имеешь материальных чувств, Твоя энергия поддерживает чувства каждого. Полубоги и богиня Майя поклоняются Тебе, принося Тебе жертвы. Как мелкие цари несут собранные с других подношения великому императору, так же и полубоги в благоговейном трепете предлагают Тебе, создателю всех миров, принятые от живых существ подношения”.

Текст 2

Этот стих следует понимать таким образом. Внешние материальные чувства обусловленных душ отличны от самих обусловленных душ, так же как совершающий действия отличен от самих действий, или как огонь, до известной степени, отличен от процесса горения. Внешние чувства обусловленной души материальны по природе и отличаются от духовной формы самой души. Поэтому говорится, что обусловленная душа “имеет чувства”, что равнозначно утверждению “имеет внешние материальные чувства, отличные от нее самой”.

Никогда не бывает так, чтобы изначальная духовная форма Верховного Господа имела внешние материальные чувства. Его духовные чувства являются неотъемлемой частью Его духовной формы, а потому они неотличны от Него Самого. В этом стихе слово “сварат” употреблено в значении “самопроявленный”. Это слово использовано для того, чтобы описать чувства Верховного Господа, которые являются “самопроявленной” частью Его духовной формы, но не каким-то внешним наложением, как в случае с обусловленными душами. Это следует понимать так, что Верховная Личность Бога имеет чувства, но не так, как обусловленные души. Обусловленная душа заключена в материальное тело и прикована к набору материальных чувств. Господь, однако же, хотя и находится в сердце обусловленной души как Сверхдуша, остается свободным от бремени внешних материальных чувств. Таким образом Господь “не имеет” чувств.

Текст 3

В следующей молитве, которую произносят Олицетворенные Веды во время уничтожения вселенной (“Шримад Бхагаватам”, 10.87.23), описаны лотосные стопы Верховного Господа, которые свидетельствуют о существовании Его духовных частей тела и чувств:

“Точно так же и мы, шрути, которые обычно описывают Тебя как всепронизывающего, обретем тот же нектар с Твоих лотосных стоп, что и Твои супруги, которых Ты обнимаешь Своими могучими, напоминающими змей, руками”.

Текст 4

Этот стих следует понимать таким образом: “О Верховный Господь, Мы, духовные учителя величайших ученых, заняты тем, что прославляем Твои удивительные трансцендентные чувства. Почему же, в таком случае, в ведических писаниях иногда говорится, что Ты не имеешь чувств? О Тебе говорят, что Ты без чувств, потому что Ты не имеешь материальных чувств. Все Твои чувства являются неотъемлемой частью (сварат) Твоей духовной формы, и они нематериальны”.

Текст 5

На это кто-то может возразить: “Верховный Господь проявляется во множестве форм Своих разнообразных воплощений. Как это возможно, чтобы эти различные формы имели чувства, которые являются неотъемлемой частью изначальной духовной формы Верховного Господа? Очевидно, что тела различных воплощений Господа, так же как и наборы чувств, прилагаемые к этим телам, должны быть наложениями на изначальную индивидуальность Господа. Такие чувства не могут быть самопроявленными, как вы это описали”.

На это возражение я отвечаю: “В действительности, духовная форма Личности Господа одна, хотя Он может явиться в множестве различных аспектов и в множестве мест. Таким образом, Его чувства неотличны от Него Самого, не взирая на то, что Он не склонен проявлять этот аспект в каждый отдельный момент”. То, что Верховный Господь имеет одну духовную форму, которая проявляется по-разному, подтверждается следующими утверждениями ведических писаний:

“Верховный Господь полон блаженства и вечен. Хотя Он — старейший, Он полностью свободен от болезней и прочих недостатков, присущих старости. Хотя Он проявляется во множестве различных форм, на самом деле все эти формы — это одна трансцендентная форма”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 4.4.19);

“Хотя может казаться, что Верховная Личность Бога имеет различные формы, в действительности все эти формы — это одна единственная трансцендентная форма. Эти формы ничем не отличаются одна от другой”, (“Катха-упанишад”, 2.1.11);

“Руки, ноги, лицо, живот и другие части формы Верховной Личности Бога по своей природе абсолютно духовны. Все эти части тела Господа исполнены трансцендентного блаженства”, (смрити-шастра).

Текст 6

По этому пункту Господь Кришна, играя роль завзятого спорщика, мог бы выдвинуть следующее возражение: “Мой друг, какое свидетельство ты можешь привести в поддержку того, что Я обладаю могуществом таких трансцендентных чувств?”

На это возражение я отвечаю: “О Господь, Олицетворенные Веды обращаются к Тебе такими словами (“Шримад Бхагаватам”, 10.87.28): “акхила-карака-шакти-дхарах” (О Господь, Ты наделяешь глаза и остальные чувства живых существ способностью действовать). Поскольку сила чувств обусловленных душ исходит от Тебя, мы должны сделать вывод, что вся сила всех чувств во всей полноте и совершенстве изначально находится в Тебе”.

Текст 7

То, что Верховная Личность Бога — это изначальный источник всей силы чувств, также подтверждается следующими утверждениями Упанишад:

“Могущество жизненной силы, присутствующее в индивидуальных живых существах, проявлено из жизненной силы Верховной Личности Бога, и таким же образом сила их глаз и других чувств проявлена из глаз и чувств Господа”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 4.4.18);

“Верховный Господь по природе обладает всем могуществом, чтобы приобретать знания (гйана-шакти) и делать все, что Он ни пожелает (сандхини-шакти и крийа-шакти)”, (“Шветашватара-упанишад”, 6.8).

Текст 8

Это также объясняется в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (11.4.4):

“Действующие и познающие чувства воплощенных обусловленных душ получают свою силу из чувств Верховной Личности Бога. Из дыхания Господа обусловленные души получают знание, телесную силу, силу чувств и способность действовать”.

Текст 9

Иногда в Ведах говорится, что Верховный Господь имеет чувства, а иногда Веды заявляют, что Господь не имеет чувств. Вот некоторые примеры этого:

“Поскольку Верховный Господь не имеет чувств, Его невозможно описать”, (“Веданта-сутра”, 2.1.31);

“Поскольку Верховный Господь является источником чувства слуха и других чувств, то следует понимать, что Он обладает Своим собственным чувством слуха, а также набором всех остальных чувств”, (“Веданта-сутра”, 2.1.27);

“Верховный Господь не имеет чувств, и не существует таких обязанностей, которые Он должен был бы выполнять”, (“Шветашватара-упанишад”, 6.8);

“О Всевышний Господь, из Тебя проявилась сила чувств обусловленных душ. Поэтому сила чувств изначально присутствует в Тебе”, (“Шримад Бхагаватам”, 10.87.28).

Эти утверждения могут казаться противоречивыми и нелогичными, но суть в том, что все они объясняют одну и ту же истину: Верховный Господь не имеет материальных чувств, ибо Его чувства духовны.

Текст 10

Мы продолжаем разъяснение стиха 10.87.28 из “Шримад Бхагаватам”.

Этот стих объясняет, что “Индра и другие полубоги (анимишах), слава которых гораздо меньше, чем слава Верховного Господа, вместе с Брахмой и другими творцами вселенной (вишва-сриджах), которые являются объектом поклонения Индры и полубогов, в почтении сложив ладони (ут), приносят жертвы (балим ваханти) Тебе (тава), о Господь”. Этих полубогов сопровождает иллюзорная энергия Майя-деви, которая наблюдает и управляет ими. Чтобы обрести собственное благо, Майя-деви, чья сила является лишь бледным отражением могущества Господа, также приносит жертвы Верховному Господу. Люди тоже делают подношения Господу (самаданти) в форме различных ведических жертвоприношений. После совершения жертвенных обрядов они вкушают священные остатки.

Текст 11

Здесь приведен пример земных царей. Как мелкие правители несут дань императору, так же полубоги и другие живые существа делают подношения Верховной Личности Бога. Почему они делают эти подношения? Потому что Верховный Господь приказал им это делать.

Текст 12

То, что различные полубоги послушны повелениям Верховной Личности Бога, подтверждается следующим утверждением из “Тайттирийи-упанишад” (2.8.1):

“Из страха перед Верховной Личностью Бога дует ветер. Из страха перед Верховной Личностью Бога восходит солнце. Из страха перед Верховной Личностью Бога горит огонь, сияет луна и смерть ходит повсюду, взимая свою дань”.

Текст 13

На это Верховный Господь может возразить: “Скажи, пожалуйста, какое свидетельство ты можешь привести, если оно на самом деле существует, чтобы доказать, что Мои руки и другие части тела и чувства — это неотъемлемая часть Моей трансцендентной личности, а не внешнее наложение, как в случае с обусловленными душами?”

На возражение Господа я отвечаю: “В “Шримад Бхагаватам” (10.87.28) Олицетворенные Веды утверждают, что различные полубоги (анимишах), которые являются господствующими божествами различных чувств, а также творцы разных компонентов вселенной (вишва-сриджах), такие как Брахма и праджапати, приносят Верховной Личности Бога дары (балим удваханти) в виде жертвенных обрядов. Из этого мы можем понять, что полубоги, управляющие различными чувствами, считают себя подчиненными Верховной Личности Бога, и так как они принимают у Него прибежище, они способны выполнять свои обязанности управляющих чувствами. Поскольку Верховный Господь является главным среди полубогов, управляющих чувствами, и нет никого, кто превосходил бы Его в этом отношении, то можно сделать вывод, что Его чувства не дарованы Ему кем-то еще, но что они являются неотъемлемой частью Его изначальной трансцендентной формы”.

На это кто-то может возразить, говоря, что “это иллюзорная энергия Майя-деви является главной среди полубогов, управляющих чувствами, а вовсе не Верховный Господь”. Это возражение опровергается использованием в этом стихе слова “майайа”. Слово “майайа” означает здесь, что Майя-деви тоже приносит дары Верховной Личности Бога и считает себя Его служанкой.

Текст 14

По этому пункту Верховный Господь может выдвинуть следующее возражение: “Хорошо, если полубоги не являются верховными господствующими божествами чувств, тогда, несомненно, ими являются индивидуальные живые существа”.

На это возражение я отвечаю: “Этот стих из “Шримад Бхагаватам” (10.87.28) объясняет, что индивидуальные живые существа также делают подношения Верховной Личности Бога и таким образом занимают подчиненное по отношению к Нему положение. О Господь, это Ты наделяешь полубогов полномочиями управлять органами чувств, с помощью которых живые существа способны воспринимать разнообразные взаимодействия материальной природы. По сравнению с полубогами индивидуальные живые существа имеют лишь небольшую власть над органами чувств. Несомненно, они не являются высшими божествами, господствующими над всеми чувствами. Это Верховное господствующее Божество, управляющее всей деятельностью чувств, никто иной, как Ты Сам”.