Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 51

Текст 1

Форму Верховной Личности Бога следует считать полностью трансцендентной и духовной, потому что она вечная, всемогущая, всепронизывающая, является прибежищем всего сущего, трансцендентна ко всем грубым и тонким формам материальной энергии, проявлена в сердцах всех обусловленных душ, может проявиться только по желанию Господа и ясно описана во всех ведических писаниях. Высший философ, Брахма, описал форму Господа в следующих трех стихах “Шримад Бхагаватам” (3.9.2-4):

Текст 2

“Материальная скверна никогда не касается формы, которую я созерцаю. Эта форма низошла в сей мир как проявление внутренней энергии Господа, чтобы явить милость Его преданным. Это воплощение — источник огромного числа других воплощений, и я тоже появляюсь на свет из цветка лотоса, обителью которого является Твой пупок”.

Текст 3

“О мой Господь, я не вижу формы, которая превосходила бы эту Твою форму, исполненную вечного блаженства и знания. В Твоем безличном сиянии Брахмана, разлитом в духовном небе, нет места случайным изменениям, и Твоя внутренняя энергия никогда не иссякает. Я вручаю себя Тебе, ибо, хоть я и горжусь своим материальным телом и чувствами, истинной причиной материального космоса являешься Ты. Но, даже являясь причиной материального мира, Ты не испытываешь на Себе влияния материи”.

Текст 4

“Эта форма, как и любая другая трансцендентная форма Верховной Личности Бога, Шри Кришны, несет благо всем вселенным. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой, явившим эту вечную личностную форму, на которую медитируют Твои преданные. Но те, кому Провидение уготовило место в аду, пренебрегают Твоей личностной формой, так как поглощены размышлениями о материальных предметах”.

Текст 5

Шридхара Свами дает следующий комментарий на эти стихи:

“Кто-то может возразить: “Разве это не правда, что на самом деле вы не можете увидеть трансцендентного Верховного Господа? Вы можете увидеть какую-то форму, но эта форма — просто продукт трех гун материальной природы. Она вовсе не трансцендентна, ибо трансцендентный Верховный Господь лишен всех форм и качеств”.

Думая, что кто-то может выдвинуть такой аргумент, Господь Брахма произнес первый из этих двух стихов”.

Текст 6

“В первом из этих стихов Брахма говорит: “Материальная скверна никогда не касается формы, которую я созерцаю (авабодха-расодайена шашван-нивритта-тамах). Эта форма низошла в сей мир, чтобы явить милость преданным (сад-ануграхайа грихитам). Это воплощение — источник огромного числа других воплощений (аватара-шатаика-биджам), которые все находятся на уровне трансцендентной благости. Я, будучи раджо-гуна-аватарой, появляюсь на свет из цветка лотоса, обителью которого является Твой пупок (йан-набхи-падма-бхаванат)”.

Во втором из этих стихов Брахма говорит: “О мой Господь (парама), я не вижу (на пашйами) формы, которая превосходила бы (парам) эту Твою форму (бхаватах сварупам), исполненную вечного блаженства и знания. В Твоем безличном сиянии Брахмана, разлитом в духовном небе (ананда-матрам), нет места случайным изменениям (авикалпам), и Твоя внутренняя энергия никогда не иссякает (авиддха-варчах). Я вручаю себя Тебе (ашрито ‘сми), ибо, хоть я и горжусь своим материальным телом и чувствами (бхутендрийатмака-мадах), истинной причиной материального космоса являешься Ты (вишва-сриджам), и все же при этом Ты не испытываешь на Себе влияния материи (авишвам). Ты — изначальный творец материальных тел и чувств обусловленных душ, и Ты — наивысший объект поклонения””.

Текст 7

“Размышляя о том, что кто-то может считать, что форма Верховного Господа появилась недавно и потому не является вечно проявленной, Брахма произнес третий стих: “Эта форма, как и любая другая трансцендентная форма Верховной Личности Бога, Шри Кришны, несет благо всем вселенным (бхувана-мангала). Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой (тубхйам намо ‘нувидхема), явившим эту вечную личностную форму, на которую медитируют Твои преданные (упасаканам мангалайа дхйане даршитам). Ты не открываешь эту трансцендентную форму тем из нас, чьи умы поглощены размышлениями о безличном”.

На это Шри Кришна мог бы возразить: “Если это правда, то почему люди отказываются поклоняться Мне?”

Чтобы ответить на этот вопрос, Брахма говорит: “Те, кому Провидение уготовило место в аду, пренебрегают Твоей личностной формой (йо ‘надритах), так как поглощены размышлениями о материальных предметах (асат-прасангаих) и следуют порочной логике философов-атеистов””.

Текст 8

Так как Брахма является духовным учителем величайших философов, он никогда не принимает какую-либо точку зрения, противоречащую той, которую он выразил в этих стихах. Однако, имперсоналисты и атеисты не принимают эти утверждения Господа Брахмы. До этого Брахма описал имперсоналистов словами “авйакта-вартманй абхивешитатма” (те, кто погружены в медитацию на безличный аспект Всевышнего). Атеисты были описаны Шридхарой Свами в конце предыдущей цитаты. Хотя все знатоки Вед ясно установили существование трансцендентной формы Верховного Господа, атеисты отвергают непосредственный опыт искушенных преданных и продолжают настаивать на том, что Бога нет.

Текст 9

С другой стороны, преданные, которые обладают всеми качествами, необходимыми для правильного понимания трансцендентной формы Верховного Господа, описаны в следующем стихе “Шримад Бхагаватам” (3.9.5), где Брахма говорит:

“О мой Господь, те, кто своими ушами “вдыхает” аромат Твоих лотосных стоп, которым насыщен воздух ведических гимнов, начинают служить Тебе с любовью и преданностью, и Ты никогда не покидаешь лотос их сердец”.

Текст 10

В этом стихе слово “ту” (но) использовано для того, чтобы противопоставить преданных Господа описанным ранее непреданным. Описывая преданных, Брахма говорит: “О Господь, преданные верят в существование Твоей трансцендентной формы, потому что они принимают откровения Вед как наивысший источник знания. Они “вдыхают” своими ушами аромат Твоих лотосных стоп, которым насыщен воздух ведических гимнов (шрути-вата-нитам), и начинают с любовью и преданностью служить Твоим лотосным стопам (бхактйа грихита-чаранах)”.