Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 95

Текст 1

Хотя есть много причин, по которым “Шримад Бхагаватам”, зрелый плод древа желаний ведической литературы (“Шримад Бхагаватам”, 1.1.3), считают возвышенным произведением, он является самым величественным, потому что учит истине о Верховной Личности Бога. Это описывается следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 1.1.2):

Текст 2

“Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта “Бхагавата-пурана” провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина — реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной “Бхагавата-пураны”, составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание “Бхагаватам”, это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце”.

Текст 3

Дхарма описана в “Шримад Бхагаватам” (1.2.6-12) следующим образом:

“Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным”.

“Благодаря преданному служению Личности Бога, Шри Кришне, человек тотчас же обретает беспричинное знание и избавляется от привязанности к миру”.

“Вся деятельность человека, совершаемая им в соответствии с его положением — бесполезный труд, если она не пробуждает в нем интереса к посланию Личности Бога”.

“Выполнение любой предписанной деятельности не преследует никакой иной цели, кроме достижения окончательного освобождения. Ею ни в коем случае не следует заниматься ради материальной выгоды. Более того, по словам мудрецов, тот, кто занимается таким высшим служением, никогда не должен использовать материальные достижения для более изощренного удовлетворения своих чувств”.

“Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств. Следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, ибо назначение человека — задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности”.

“Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном”.

“Серьезный и пытливый ученик или мудрец, вооруженный знанием и отречением, осознает эту Абсолютную Истину, занимаясь преданным служением Ей так, как он услышал из Веданта-шрути”.

Текст 4

“Шримад Бхагаватам” (1.2.13) заключает:

“Поэтому, о лучший из дваждырожденных, считается, что наивысшее совершенство, которого можно достичь, выполняя предписанные обязанности, соответствующие касте и укладу жизни — это удовлетворить Личность Бога”.

Текст 5

Эти стихи объясняют, что Верховную Личность Бога удовлетворяет только чистое преданное служение. “Шримад Бхагаватам” (стих 1.1.2, процитированный в Тексте 2) полностью (пра) отвергает (уджджхита) ложную религию, которая определена как религиозная деятельность, преследующая материальные цели. Слово “пра” также означает, что отвергается даже салокйа-мукти и другие виды освобождения. Слово “нирматсара” означает “теми, кто лишен зависти”. Завистливый человек — это тот, кто жаждет получить плоды своей деятельности и не может вынести, когда к другим приходят удача и счастье. Независтливые люди добры даже к животным. Они обладают качествами святых и строго следуют принципам дхармы. Поэтому преданное служение лучше, чем кармическая деятельность, описанная в разделах Вед карма-канда и упасана-канда.

Текст 6

Послание, выраженное в этих разделах Вед, очень далеко от чистого преданного служения, которое начинается с воспевания славы Господа. Слово “ведйам” (высшая истина) подтверждает здесь, что чистое преданное служение лучше, чем раздел Вед гйана-канда. В следующей цитате из “Шримад Бхагаватам” (10.14.4) подтверждается, что чистое преданное служение лучше, чем те духовные пути, которые пренебрегают преданностью Господу:

“Мой дорогой Господь, преданное служение Тебе — это единственный благоприятный путь. Если человек сходит с этого пути просто ради обретения умозрительного знания, или понимания того, что все живые существа — это духовные искры, а материальный мир — ложен, то такой человек испытывает огромные беспокойства. Все, чего он добивается, это мучительной и неблагочестивой деятельности. Его действия подобны труду тех, кто пытается получить рис, перебирая пустую шелуху. Но это напрасный труд”.

Текст 7

Фраза “тапа-трайонмуланам” означает здесь “искореняет невежество, являющееся корнем тройственных страданий”. Слово “шива” означает “трансцендентное блаженство”, а “дам” — “вызывает ощущение”. Преданное служение отличается от философии, утверждающей, что до тех пор, пока человек не достигнет четырех пурушартх [целей жизни], он не сможет обрести освобождение. “Шримад Бхагаватам” не поддерживает идею о том, что обретение труднодостижимых плодов пурушартх является благом. Слово “бхагавате” означает “в свидетельстве, представленном в “Шримад Бхагаватам””, а “шримат” означает “наполненный святым именем Господа и множеством Его трансцендентных энергий”. Здесь аффикс “матуп” добавляет притяжательный аффикс “мат” к слову “шри”. Аффикс “мат” (обладая) использован здесь точно так же, как аффикс “ват” использован в составном слове “нилотпалади-ват”. Если не принять это объяснение, то слово лишается всякого смысла (авимришта-видхейамша).

Текст 8

“Шримад Бхагаватам” описан в следующем утверждении “Гаруда-пураны”:

“Священное писание под названием “Шримад Бхагаватам” содержит восемнадцать тысяч стихов”.

Текст 9

Шрила Шридхара Свами комментирует (“Шримад Бхагаватам”, 1.1.3):

“Древо желаний, о котором здесь говорится, — это “Шримад Бхагаватам””.

В некоторых местах “Шримад Бхагаватам” упоминается как “Бхагаватам”, без слова “Шримад”. Это подобно тому, как слово Бхама является сокращенной формой имени Сатьябхама.

Текст 10

Причина славы “Шримад Бхагаватам” раскрыта словом “маха-муни” (“Шримад Бхагаватам”, 1.1.2). Поскольку автор “Бхагаватам” — лучший из величайших философов, то поэтому его творение великолепно. В шрути-шастре объясняется: “Он стал великим философом и медитировал на истину”. Таким образом, суть откровения “Шримад Бхагаватам” описана в этих первых четырех стихах Первой Песни. Это откровение еще раз описано в Двенадцатой Песни “Шримад Бхагаватам” (12.13.19): “Господь поведал “Шримад Бхагаватам” полубогу Брахме”.

Текст 11

“Шримад Бхагаватам” — лучшее из всех священных писаний. Этот стих (“Шримад Бхагаватам”, 1.1.2) провозглашает, что непосредственное восприятие Верховной Личности Бога, которое является высшей целью жизни и вершиной всего знания, описанного в Ведах, с легкостью достигается в “Шримад Бхагаватам”. Этот стих описывает необычайную славу “Шримад Бхагаватам”, говоря следующее: “Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание “Бхагаватам”, это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце”. В этом стихе слово “ва” (ли) подобно мимолетному взгляду, но так или иначе оно здесь присутствует. Слово “шушрушубхих” означает “те, кто желает слушать”. Как только человек желает слушать [послание “Бхагаватам”], Господь утверждается в его сердце.

Текст 12

На это кто-то может возразить: “Разве это не так, что каждый слушает “Шримад Бхагаватам”?”

Ответ в этом стихе (1.1.2) дан словом “критибхих”, которое означает “благочестивыми людьми”. В сердцах тех, кто не совершает благочестивых поступков, но просто желает слушать, Господь не утверждается. Таков смысл. Какой смысл в духовной практике, если она не свободна от материальных желаний, пусть даже это путь освобождения, путь внешнего следования ритуалам поклонения Господу, медитация на безличный Брахман или другие духовные пути, упомянутые и не упомянутые здесь? В чем же их слава? В этом суть. Если человек занят практикой садхана-бхакти (регулируемым преданным служением), то Господь сразу же утверждается в его сердце. Это тот человек, который всегда желает слушать “Шримад Бхагаватам”. Поскольку “Шримад Бхагаватам” привлекает Верховную Личность Бога и потому содержит в себе самое сокровенное знание трех разделов Вед, он является лучшим из всех священных писаний. Таким образом мы объяснили три строчки этого стиха (1.1.2). Заключение таково, что каждый должен слушать “Шримад Бхагаватам”.

 

Конец четвертой части “Шри Бхагавата-сандарбхи”.