Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 96

Текст 1

Шрила Шукадева Госвами нашел Верховную Личность Бога в своем сердце. Поэтому Верховная Личность Бога описана в четырех главных стихах (2.9.31-34) “Шримад Бхагаватам”. Шукадева Госвами говорил, что “Шримад Бхагаватам” основан на его личном знании и опыте. Поскольку полубог Брахма был великим преданным, Верховный Господь лично объяснил ему четыре самых важных стиха из священного писания о Себе, которое носит имя “Шримад Бхагаватам”. Господь сказал (2.9.31):

Текст 2

“Знание обо Мне, содержащееся в священных писаниях — это самое сокровенное знание, и постичь его можно только в процессе преданного служения. Я расскажу тебе о составных частях этого процесса, а ты постарайся неукоснительно следовать всему, что услышишь от Меня”.

Текст 3

В этом стихе Господь говорит: “Пожалуйста, прими это трансцендентное ведическое знание, которое Я, Верховная Личность Бога, рассказываю тебе. Другие не обладают этим знанием”. Слово “парама-гухйам” означает “это самое сокровенное знание, превосходящее знание о безличном Брахмане”. Истинность этого подтверждается в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (6.14.5):

“О великий мудрец, среди многих миллионов освобожденных душ, в совершенстве познавших сущность освобождения, едва ли найдется хотя бы один преданный Господа Нараяны, или Кришны. Такие полностью умиротворенные преданные встречаются крайне редко”.

Текст 4

Господь говорит: “Пожалуйста, прими это духовное знание, основанное на непосредственном восприятии”. Затем Господь говорит, что это знание очень сокровенно. Это означает, что в конечном итоге это знание откроет према-бхакти (преданное служение в чистой любви к Богу). Затем Господь говорит: “Пожалуйста, прими также составные части этого знания”. Когда есть препятствия в виде оскорблений, то это сокровенное знание не проявится сразу же. Поэтому Господь говорит: “Пожалуйста, прими составные части этого знания, которые помогут тебе понять это знание”. Этими составными частями являются методы преданного служения, которые начинаются со слушания (о Кришне). В этом предложении слово “тад-ангам” определяет слово “са-рахасйам”. Эти слова подобны двум друзьям, которые помогают друг другу.

Текст 5

Затем, чтобы осознание преданного служения могло проявиться, Господь дает следующее благословение (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.32):

“Пусть же в тебе пробудится знание обо Мне, и по Моей беспричинной милости тебе откроется Моя истинная вечная форма и Мое трансцендентное бытие, цвет, качества и деяния”.

Текст 6

В этом стихе Господь говорит: “Я открою Мою истинную вечную форму и ее размеры (йаван), а также Мое трансцендентное бытие (йатха-бхавах)”. Форма Господа включает в себя Его темную форму Шьямасундары и Его четырехрукие формы Вишну. Его качества начинаются с любви к Его преданным. Его деяния — это Его трансцендентные развлечения. Таков смысл слов “йад-рупа-гуна-кармаках ахам”. Здесь Господь говорит: “Пусть по Моей беспричинной милости знание обо всем этом пробудится в тебе”.

Господь Кришна, давая наставления Уддхаве, ссылается на эти четыре стиха (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.31-34). Господь сказал (“Шримад Бхагаватам”, 3.4.13):

“О Уддхава, в глубокой древности, на заре творения, в эпоху лотоса Я поведал о Своем трансцендентном величии Брахме, восседавшему на цветке лотоса, который вырос из Моего пупка. Великие мудрецы назвали это откровение “Шримад Бхагаватам””.

Текст 7

Слово “вигйана” означает “вместе с истиной о Моих трансцендентных формах и качествах”. Здесь Господь дает благословение, чтобы это знание могло проявиться. Из любви (к Своему преданному Господь дает благословение, чтобы Брахма) мог понять сокровенную истину об исполненной блаженства природе Господа.

Текст 8

Первые два из этих четырех стихов упоминают гйану и вигйану, которые описаны в следующих двух стихах (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.33-34). В следующем стихе (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.33) Господь описал гйану:

Текст 9

“О Брахма, это Я, Личность Бога, существовал до начала творения, когда не было ничего, кроме Меня. Не было тогда и материальной природы, причины возникновения мироздания. Все, что ты видишь сейчас, — тоже Я, Личность Бога, и то, что останется после уничтожения, — это тоже буду Я, Личность Бога”.

Текст 10

Слово “ахам” (Я) здесь означает форму Господа, а не лишенный качеств Брахман, поскольку Брахман нельзя воспринять чувствами. Этот стих подобен знаменитому утверждению (“Чхандогья-упанишад”, 6.8.7) “тат твам аси” (Ты есть то). Здесь Господь говорит: “После того, как материальная вселенная будет уничтожена, останусь Я в Моей прекрасной трансцендентной форме”.

Текст 11

Следующие цитаты подтверждают, что Верховная Личность Бога существует и до и после проявления материальных вселенных:

“Господь Васудева существовал до того, как был создан материальный мир, когда еще не было ни Брахмы, ни Шивы”, (“Маха-Нараяна-упанишад”);

“В начале был только Нараяна. Тогда не было ни Брахмы, ни Шивы”, (“Маха-Нараяна-упанишад”);

“До сотворения материального мира существовал только Господь, Личность Бога, повелитель всех живых существ, и не было никого, кроме Него. Лишь по воле Господа материальный мир создается и затем снова погружается в Него. Качества этой Высшей Души нашли выражение в Ее разнообразных именах”, (“Шримад Бхагаватам”, 3.5.23).

Текст 12

Как во фразе “царь идет” слово “царь” может также означать “царский посланник” или “солдаты царя”, точно так же слово “ахам” (Я) не означает здесь только Господа, но указывает также и на Его обитель Вайкунтху, Его спутников и все остальное, что имеет непосредственную связь с Господом. Таким образом следует понимать смысл [этого стиха (2.9.33)]. В следующем вопросе царя Парикшита приводится еще одно описание Господа (“Шримад Бхагаватам”, 2.8.10):

Текст 13

“Объясни, пожалуйста, каким образом Личность Бога пребывает в каждом сердце в форме Сверхдуши и почему Его — Владыку всех энергий — не касается Его внешняя энергия?”

Текст 14

Видура задает аналогичный вопрос (“Шримад Бхагаватам”, 3.7.37):

“Поведай мне, пожалуйста, сколько раз уничтожаются компоненты материальной природы и кто при этом остается в живых, чтобы служить Господу, пока Он спит?”

Текст 15

То же самое подтверждается в Каши-кханде “Сканда-пураны”, когда речь идет о дхрува-чарите:

“Так как преданные Господа не погибают, когда уничтожается материальный космос, то всепроникающая, вечная Верховная Личность Бога также никогда не умирает”.

Текст 16

В этом стихе (2.9.33) слова “ахам эва” опровергают идею о том, что Всевышний лишен формы и безличен, а слова “асам эва” доказывают, что Господь, Верховная Личность Бога, существовал до сотворения материального мира. Это подтверждается словами “йад-рупа-гуна-кармаках”.

Полубог Брахма и другие несведущие живые существа ничего не знают об истинной деятельности Господа, кроме той Его деятельности, которая совершается в материальном творении. Они не знают о сокровенных, духовных развлечениях Господа. Как для царя не существует обязанностей, которые он должен был бы выполнять, точно так же и Верховный Господь не вынужден спать, есть или делать что-либо еще.

Глагол “ас” (асам) может также означать “идти”, “сиять” или “принимать”. Если слово “ас” взять в значении “сиять”, то слова Господа, с которыми Он обратился к Брахме в этом стихе, будут означать: “Когда ты созерцаешь Мои трансцендентные черты, Я проявляюсь перед тобой во всем Своем великолепии”. Истолкованные таким образом, эти слова опровергают идею о том, что Всевышний лишен формы.

В своем комментарии на этот стих, который называется “Муктапхала-тика”, Шрила Бопадева Госвами объясняет (из обсуждения, темой которого является форма и бесформенность Господа Вишну):

“Это не так, что формы Господа не могут быть всепроникающими. Форма Господа не погружается в небытие просто потому, что Он одновременно находится повсюду”.

“Айтарея-упанишад” (1.1.1) также объясняет:

“До того, как был создан материальный мир, существовала Верховная Личность”.

Из этого можно понять, что поскольку форма Верховной Личности Бога существовала до материального творения, то знание Верховной Личности Бога является высшей истиной.

Текст 17

По этому пункту кто-то может возразить: “Разве это не так, что шрути-шастра гласит, что до материального творения существовал Брахман, который не имеет качеств?”

На это возражение Господь отвечает: “нанйад йат сад-асат парам”. Это означает: “До начала творения не было никого, кроме Меня. Не было тогда и материальной природы, причины возникновения мироздания”. В этом утверждении слово “асат” означает “причина”, а слово “сат” — “следствие”. Поскольку Господь говорит “не было никого, кроме Меня”, то это означает, что “безличный Брахман, который превосходит причину и следствие этого мира, неотличен от Меня”. Он говорит: “Так как некоторые священные писания не могут понять Мою личностную форму и качества, Я отражен в них в Моем безличном аспекте. В материальном мире, где невозможно понять духовное разнообразие, Я появляюсь как неделимый Брахман, но в духовном мире Вайкунтхи Я появляюсь в форме Верховной Личности Бога”. Таким образом, в шастрах описаны эти два аспекта Всевышнего. Истина о Верховной Личности Бога описана Господом Кришной в “Бхагавад-гите” (14.27) следующим образом: “Я — основа безличного Брахмана”. Таким образом Господь говорит, что знание о Нем “очень сокровенно”.

Текст 18

На это кто-то может возразить: “О Верховная Личность Бога, разве это не так, что когда материальная вселенная прекращает свое существование, то с Тобой происходит то же самое?”

Господь отвечает (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.33): “То, что останется после уничтожения материальной вселенной, — это тоже буду Я, Личность Бога”.

В материальных вселенных Верховный Господь проявляет Свою форму Сверхдуши, а в духовном мире Вайкунтхи Он проявляет Свои формы Верховной Личности Бога.

В следующем стихе “Шримад Бхагаватам” (11.3.35) подтверждается, что Господь не подвергается уничтожению, когда происходит разрушение материальных вселенных:

“Верховная Личность Бога — это причина сотворения, поддержания и уничтожения материальных вселенных. Но Сам Он не имеет никакой причины”.

Текст 19

На это кто-то может возразить: “О Господь, поскольку глиняная посуда, одежда и другие формы, которые можно наблюдать в материальной вселенной, не всемогущи, то они не являются Твоими формами”.

Думая, что кто-то мог выдвинуть такое возражение, Господь сказал: “Я — материальная вселенная. Поскольку она неотлична от Меня, то она — это Сам Я”.

Об этом также говорится в “Шримад Бхагаватам” (2.7.50):

Текст 20

“Сын мой, я вкратце описал тебе Верховную Личность Бога, который творит проявленные миры. Помимо Него, Господа Хари, нет иных причин материального и идеального бытия”.

Текст 21

Так объясняется истина о Верховной Личности Бога. Сам Господь говорит (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.33): “То, что останется после уничтожения материальной вселенной, — это тоже буду Я, Личность Бога”. В отношении Верховной Личности Бога писания провозглашают: “О Господь, когда материальные вселенные разрушены, остаешься (шеша) Ты один. Поэтому Ты носишь имя Шеша”.

Господь учит, что Он присутствует везде и всегда. Он говорит (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.33): “Это Я, Личность Бога, существовал до начала творения, когда не было ничего, кроме Меня”. И в “Бхагавад-гите” (14.27) Он говорит: “Я — основа безличного Брахмана”.

В “Шримад Бхагаватам” (2.9.32) слово “йатха-бхавах” указывает на то, что все формы являются частями тела личной формы Господа, а слово “рупа” в этом стихе означает, что Господь обладает безграничным количеством удивительных трансцендентных форм, которые отличаются от материальных форм. Слово “гуна” указывает на то, что Господь является прибежищем всего сущего и обладает безграничными трансцендентными качествами, отличными от материальных качеств. Слово “кармаках” указывает на то, что Господь является прибежищем множества необычайных деяний, таких как сотворение, поддержание и уничтожение материальных вселенных.

Текст 22

В следующем стихе (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.34), чтобы преподать истину о том, что Его формы и качества отличаются от материи, Господь описывает качества иллюзорной энергии (майи). Он говорит:

“О Брахма, все, что кажется обладающим какой-то ценностью, но при этом не связано со Мной, — нереально. Знай же, что это — Моя иллюзорная энергия, отблеск света во тьме”.

Краткое объяснение этого стиха таково: “Я — Верховная Личность Бога. Все, что не является Мной, нереально. Все, что не связано со Мной, нереально. Знай, что это — Моя, Верховной Личности Бога, иллюзорная энергия”.

Текст 23

Словом “йатхабхасах” здесь дается пример отражения. Тьма здесь сравнивается с отражением. Тьма может означать либо то, что в определенном месте нет света, хотя в других местах светло, либо тьма может также означать, что какое-то место освещено, но наблюдатель не имеет глаз, чтобы увидеть этот свет. Несмотря на то, что слово “видйат” (знай) стоит в третьем лице, оно выражает значение второго лица. Поэтому это наставление касается также и всех остальных. Господь говорит: “Благодаря силе, которой Я тебя наделяю, ты сможешь увидеть и познать Меня. Превзойдя материальное зрение, ты непосредственно увидишь и поймешь Меня, обладающего трансцендентными формами и качествами. Человек может познать Меня, отвернувшись от иллюзии материи. Мое заключение таково, что человек, пребывающий в рабстве материальной иллюзии, не может увидеть или познать Мою трансцендентную форму и качества”. По этой причине следует оставить материальную иллюзию. Не отвергнув материальную иллюзию, невозможно любить Верховную Личность Бога.