Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 97

Текст 1

В следующем стихе (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.35) Господь раскрывает тайну любви к Нему:

“О Брахма, как первоэлементы вселенной входят в космос и в то же время не входят в него, так и Я пребываю во всем сотворенном и в то же время существую отдельно от всего”.

Текст 2

Смысл этого стиха в следующем: “Элементы вселенной не входят в космос, то есть они остаются за его пределами, и в то же самое время они входят в космос, то есть они остаются внутри него. Точно так же и Я не вхожу в материальный космос, потому что Я остаюсь на Вайкунтхе, которая находится за пределами материальной сферы, и в то же самое время Я вхожу в космос, поскольку Я пребываю в сердцах преданных, которые добродетельны и полностью вручили себя Мне”. Определенная часть материальных элементов входит в космос, а другая часть не входит в него. Таким же образом частичная экспансия Господа входит в материальный мир, а другой аспект Господа не входит в него. Таков пример, приведенный здесь. В этих словах скрыта тайна любви к Верховному Господу, которой могут достичь те, кто управляют своими чувствами.

Текст 3

Пребывание Господа в духовном мире описано в “Брахма-самхите” (37):

“Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, пребывающему в Своей обители, Голоке, вместе с Радхой, которая неотлична от Его духовного тела, является воплощением Его энергии духовного блаженства (хладини) и в совершенстве владеет шестьюдесятью четырьмя видами искусств. Ее сопровождают Ее близкие спутницы, являющиеся продолжением Ее телесного образа, пропитанного и оживленного всеблаженной духовной расой Кришны”.

Текст 4

В следующем стихе “Брахма-самхиты” (38) описано, каким образом Господь входит в сердца Своих преданных:

“Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, который есть Шьямасундара, Сам Кришна, обладающий бесчисленными и непостижимыми качествами. Чистые преданные, чьи глаза умащены бальзамом любви, в глубине своих сердец всегда созерцают Его прекрасный образ”.

Текст 5

Форма Господа исполнена непостижимых трансцендентных качеств. Бальзам, о котором здесь говорится, это бальзам любви. Господь появляется перед тем человеком, чьи глаза умащены бальзамом преданности. Таково значение этого стиха.

Текст 6

В “Бхагавад-гите” (9.29) Господь описывает:

“Но тот, кто преданно служит Мне, тот Мой друг, он во Мне, и Я ему тоже друг”.

Текст 7

В этом стихе (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.35) Господь говорит: “Как материальные элементы одновременно внутри этого космоса и вне его, точно так же и Я одновременно нахожусь в мыслях преданных и вне преданных, когда они воспринимают Меня своими чувствами. Так как преданные полностью посвятили себя Мне, Я появляюсь перед ними в Моей форме, исполненной блаженства и любви. Это Моя тайна”.

В “Шримад Бхагаватам” (2.6.34) полубог Брахма говорит:

Текст 8

“О Нарада, я крепко держусь за лотосные стопы Верховной Личности Бога, Хари, и потому все, что я говорю, еще никогда не оказывалось ложью. Ничто и никогда не было препятствием для моего ума, а чувства мои не оскверняла преходящая привязанность к материальным вещам”.

Текст 9

Хотя этому утверждению (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.35) можно дать несколько объяснений, смысл его очевиден, потому что оно следует четырем главным утверждениям Господа (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.31-34). Слова “на тешу” в этом стихе также опровергают другие его толкования. Как драгоценный камень чинтамани спрятан в сундуке ювелира, точно так же материалистические объяснения скрывают эту тайну от греховных и равнодушных людей.

Текст 10

Сам Господь говорит (“Шримад Бхагаватам”, 11.21.35):

“Мудрецы, познавшие Веды, говорят эзотерическим языком, и такие скрытые описания доставляют Мне большое удовольствие”.

Текст 11

Эта великая тайна объяснена во многих местах Вед. Ее величие описано в следующем стихе “Шримад Бхагаватам” (5.6.18):

“Те, кто желают обрести милость Господа, очень легко получают от Него освобождение, однако получить от Него возможность непосредственного служения Ему не так-то просто”.

Текст 12

Верховный Господь лично открыл эту тайну двум великим преданным — Арджуне и Уддхаве:

“Так как ты — Мой дорогой друг, Я даю тебе Мои высшие наставления, самое сокровенное знание. Выслушай Меня, ибо это для твоего блага”, (“Бхагавад-гита”, 18.64);

“Теперь Я поведаю тебе самое сокровенное знание”, (“Шримад Бхагаватам”, 11.11.49).

Текст 13

Брахма раскрыл эту тайну Нараде следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 2.7.51-52):

“О Нарада, “Шримад Бхагаватам”, наука о Боге, был в сжатой форме поведан мне Верховной Личностью Бога. Эта наука, открытая мне, вобрала в себя все многообразные энергии Господа. Ты же, пожалуйста, разработай эту науку в деталях”.

Текст 14

“Наберись решимости и опиши эту науку о Боге так, чтобы человек смог встать на путь трансцендентного преданного служения Личности Бога Хари — Сверхдуше всех живых существ, которая является высшим благом, средоточием и источником всех энергий”.

Текст 15

Шрила Шридхара Свами очень красноречиво объясняет, что слово “рахасйам” (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.31) относится к чистому преданному служению.

Как же постичь эту тайну, описанную в этом отрывке (начиная с “Шримад Бхагаватам”, 2.9.31)? В следующем стихе Верховная Личность Бога учит методу познания этой тайны (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.36):

Текст 16

“Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели — всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами”.

Текст 17

В этом стихе слово “атманах” означает “Меня, Верховной Личности Бога”, “таттва-джигйасуна” — “тот, кто желает познать тайну чистой любви”, “джигйасйам” — “может получить знание от духовного учителя”, и “анвайа-вйатирекабхйам” — “с наставлениями совершать одни поступки и воздерживаться от совершения других”. Это следует делать всегда, везде и при любых обстоятельствах.

Текст 18

Это описано в “Шримад Бхагаватам” (2.2.33):

“Для тех, кто блуждает в материальной вселенной, нет лучшего метода освобождения, чем преданное служение Господу Кришне”.

Текст 19

Действия, которые нужно совершать и которых нужно избегать, описаны следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 2.2.36):

“Поэтому, о царь, так важно, чтобы каждый человек всегда и везде слушал повествования о Верховном Господе, Личности Бога, прославлял Его и помнил о Нем”.

Текст 20

Это следует делать, как сказано в “Шримад Бхагаватам” (2.9.36), “всегда, везде и при любых обстоятельствах”. Таким образом, в этих четырех стихах (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.31-34) Верховная Личность Бога учит гйане, вигйане, рахасйе и тад-анге.

В начале этой главы также сказано (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.9):

“Аскеза, которую совершал Брахма, доставила Личности Бога огромное удовлетворение. Поэтому Господь явил его взору Свою обитель, Вайкунтху, высшую из планет. Этой трансцендентной обители Господа поклоняются все, кто познал себя и избавился от страданий и страхов иллюзорного бытия”.

Далее там говорится (“Шримад Бхагаватам”, 2.9.15):

“Господь Брахма увидел на планетах Вайкунтхи Личность Бога — повелителя всех преданных, супруга богини процветания, Господа всех жертвоприношений и Господа вселенной, которому служат лучшие из слуг: Нанда, Сунанда, Прабала и Архана — ближайшие спутники Господа”.

В этих словах “Шримад Бхагаватам”, как и в “Гопала-тапани-упанишад”, Господь Кришна описан как Верховная Личность Бога. Господа Кришну никогда не описывают как воплощение Господа Нараяны, Господа Гарбходакашайи Вишну или пуруша-аватар. Поскольку эта “Маха-пурана” описывает Господа Кришну, который произнес эти четыре стиха (2.9.31-34), как Верховную Личность Бога (Бхагаван), она поэтому называется “Шримад Бхагаватам”.

Текст 21

В следующей цитате (“Шримад Бхагаватам”, 12.13.19) подтверждается, что Господь Кришна — это изначальный рассказчик “Шримад Бхагаватам”:

“Я медитирую на эту высшую Абсолютную Истину, которая безупречна, чиста и не подвластна страданиям и смерти и которая на заре творения явила Брахме свет этого несравненного факела знания. Затем Брахма рассказал это знание мудрецу Нараде, который поведал его Кришна-двайпаяна Вьясе. Шрила Вьяса открыл этот “Шримад Бхагаватам” величайшему из мудрецов, Шукадеве Госвами, а Шукадева милостиво пересказал его Махарадже Парикшиту”.

Слово “пара” в этом стихе указывает на то, что Верховная Личность Бога является изначальным рассказчиком “Бхагаватам”.

В следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (2.6.42) скрыт намек на то, что Господь Кришна — это Верховная Личность Бога:

“Каранарнавашайи Вишну является первым воплощением Верховного Господа. Он повелевает вечным временем, пространством, причинами и следствиями, умом, стихиями, материальным эго, гунами природы, чувствами, вселенской формой Господа, Гарбходакашайи Вишну, а также всеми движущимися и неподвижными живыми существами”.

Из этого утверждения можно понять, что Господь Кришна отличен от разнообразных воплощений Бога (поскольку Он — источник всех воплощений).

Текст 22

В следующем стихе (“Шримад Бхагаватам”, 12.13.10) также подтверждается, что Верховная Личность Бога является изначальным рассказчиком “Шримад Бхагаватам”:

“Первым, кому Верховный Господь полностью поведал “Шримад Бхагаватам”, был Брахма. В то время Брахма, испуганный материальным существованием, сидел на цветке лотоса, который вырос из пупка Господа”.

Текст 23

В этом стихе использовано слово “бхагават” (Бхагаван, Верховная Личность Бога). Именно Бхагаван разговаривал с Брахмой, когда тот сидел на цветке лотоса, выросшем из пупка Господа Нараяны. И именно Бхагаван был Тем, кто открыл Брахме мир Вайкунтхи (стихи из “Шримад Бхагаватам” 2.9.9 и 2.9.14, процитированные в Тексте 20).