Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Ашрам грихастхи
------ Страница 3 ------

Ашрам грихастхи - Страница 3

том, что у нас есть материальные желания -- грубые

или тонкие, -- не важно, в каком мы ашраме. И есть два пути практи-

чески контроллировать их - или у вас действительно есть высший

вкус, который просто позволяет не обращать на них внимания, или вы

занимаете их в служении Кришне, и в конце концов очиститесь и прий-

дете к первому варианту. Это процесс сознания Кришны -- не подав-

лять чувства и желания, а занимать их в служении Кришне УРЕГУЛИРО -

ВАННЫМ образом. Я беседовал недавно с Дхьянакундой, супругой Эка-

натхи Прабху, и она рассказывала, как в Польше она видила много

примеров того, как преданные изо всех сил старались контроллиро-

вать свои чувства, но вследствие давления общественного мнения они

не могли жениться на преданной (потому, что это воспринималось как

падение), и они просто уходили из храма, подцепляли первую карми, и

на этом их духовная жизнь приостанавливалась (я не говорю заканчи-

валась, поскольку на этом пути нет потерь). В 3-й песне Шрила Праб-

хупада говорит, что чувственные наслаждения подобны соли - их нель-

зя ни переложить, ни недоложить. Подобно этому в 11-й песне гово-

рится, что преданный контроллирует ум, подобно опытному ездоку, ко-

торый иногда натянет поводья, а иногда отпустит их. В первую оче-

редь необходимость смены ашрама начинают осозновать женщины, пос-

кольку они слабее. Мужчины могут комфортно себя чувствовать брахма-

чариями и 10 и 15 лет в сознании Кришны до того как это почувство-

вать

Что может давать положительного ашрам грихастхи для духовной жизни,

как индивидуальной, так и ИСККОНа в целом. Беседы со многими стар-

шими преданными (в том числе, которые раньше были домохозяевами, а

ныне санньяси) показывают, что одна из главных вещей, которая соз-

дает и самое главное поддерживает браки, -- это эмоциональная под-

держка. Очень часто, в ашраме довольно имперсональная атмосфера, да

это и естественно: много народа, служение приходится делать часто

то, которое необходимо, а не то, которое соотетствует наклонностям,

давление общественного мнения, отсутствие порой даже минимальных

удобств, незащищенность и т.д. Конечно, это не обязательно должно

быть, но в любом случае, жизнь в ашраме предполагает сознательное

принятие более простого, аскетичного образа жизни. Многие испыты-

вают дефицит личностного общения. Конечно, здесь можно много, что

сделать, чтобы действительно строить взаимоотношения между предан-

ными, чтобы культивировать ваишнавскую дружбу и любовь (вспомните

"прити-лакшанам") Но в любом случае, факт остается фактом. Ашрам

грихастхи -- это как раз такое место, где преданный может получить

это более личностное отношение.

Другая грань - это взаимодополняющая особенность мужской и жен-

ской психологии. Мужчина по природе имеет склонность о ком-то забо-

титься, кого-то защищать, и т.д. Часто в храме это может приводить

к конфликтам с руководством (что тоже не обязательно должно быть,

если оно культивирует "умонастроение изобилия"). С другой стороны,

женщинам в большей степени требуется эмоциональная поддержка, забо-

та. Точно так же обстоит дело с физической, интелектуальной и ду-

ховной поддержкой (в этой связи чрезвычайно важно, чтобы муж был

более квалифицирован в этих аспектах, чем жена). То есть, как Шри-

ла Прабхупада пишет в том стихе из молитв царя Гаджендры, предан-

ный находится в более естественной для себя среде, чтобы практико-

вать сознание Кришны.

Другая вещь - это то, что хорошая семейная пара может составить

удивительный творческий тандем и быть очень продуктивной в предан-

ном служении. В первые годы Шрила Прабхупада женил преданных, и за-

тем посылал их открывать где-то храм. ОН говорил, что президент

должен быть подобен отцу для преданных, а его жена -- матери. Пре-

данные рассказывают, что когда три семейные пары приехали в Лондон,

то Гурудас был как папочка. Кроме брахмачариев там жило человек 7

брахмачарини, и Гурудас собственноручно сколотил для них многоярус-

ные кровати, и каждый вечер, когда они забирались под одеяла, он

приходил, и читал им на ночь Источник. Ямуна тоже была как настоя-

щая мама. Она собирала грязное белье с брахмачариев, штопала, и как

самая настоящая мама ругалась, когда они надевали разные носки. Ко-

нечно, я не предлагаю вводить такую систему в наших храмах, но так

или иначе, это еще одна грань, которую нужно иметь в виду. И для

этого преданные должны быть достаточно зрелыми (что вообще говоря и

предполагает грихастха ашрам).

Затем, конечно, дети в сознании Кришны.

Затем, для ИСККОН, именно на домохозяев должна ложиться обязан-

ность по поддержанию всех остальных ашрамов. Им все равно необходи-

мо зарабатывать деньги. В настоящее время во многих храмах все нао-

борот: брахмачарии распространяют книги или еще что-то и поддержи-

вают все программы, и еще кормят грихастх. Но это нонсенс. Здесь,

конечно, играет роль проповедь того, что зарабатывать деньги, или

делать бизнес -- это майа. Если это делается, чтобы содержать семью

преданных и храм, то это Ваишнава-сева, самое возвышенное

Навигация:

Страница 5
Страница 4
-- Страница 3 --
Страница 2
Страница 1