удовольствиями, которые
естественным образом приходят в грихастха-ашраме. Преданный должен
быть инициированным, и быть хорошо сведущ в основах сознания Криш-
ны. В некоторых храмах, например, необходимо пройти курс бхак-
та-програм (который кстати должен включать в себя непредвзятое зна-
комство с положением различных ашрамов). Затем самое лучшее -- это
посоветоваться с более опытным во всех отношениях преданным, имею-
щим УСПЕШНЫЙ опыт семейной жизни в сознании Кришны (успешный озна-
чает, что так считают оба супруга). Не случайно, в Ведической тра-
диции браки заключаются с участием старших -- не обязательно так,
как было с Говиндой Махараджем, но с их совета. Потому что у моло-
дых людей просто нет понятия о том, что такое семейная жизнь в соз-
нании Кришны, и им сложно принять взвешенное решение. Может быть,
он сможет подсказать вам, как занять свои чувства и желания в соз-
нании Кришны и без необходимости менять ашрам. Потому что самое
лучшее -- это, если вы можете, оставаться брахмачарием как можно
дольше -- это самое благоприятное. Но в любом случае, решение дол-
жны принимать вы, и ответственность будет лежать на вас. Затем, уз-
нав о том, что предполагает семейная жизнь в сознании Кришны (мы об
этом немного поговорим позже), если вы все-таки чувствуете, что для
вашего духовного прогресса будет более благоприятно сменить ашрам,
то стоит вместе с этим старшим преданным посоветоваться с духовным
учителем. Вы можете написать или спросить и он тоже может это сде-
лать. Если он не возражает, то следующая вещь -- это поиск пары. В
Ведической традиции к этому подходили очень внимательно. Имеет
смысл пользоваться астрологией и т.д. Основным критерием является
совместимость по разным параметрам. Весь смысл ашрамов заключается
в том, чтобы наиболее эффективным образом занять свою природу. Если
же супруги будут слишком разными -- то теряется весь смысл брака.
Это создаст только еще больше беспокойств. Как известно,
в аду очень тяжело практиковать сознание Кришны
именно по этой причине. Шрила Прабхупада говорил, что разница в
возрасте, как правило, не должна превышать 7 лет. Мы уже говорили о
том, что муж должен быть более квалифицированным, чем жена, и вмес-
те с тем, эта разница тоже не должна быть очень резкой, поскольку у
нее может начать развиваться комплекс неполноценности, в результа-
те чего взаимоотншения будут рушиться. Супруги должны принадлежать
желательно к одному культурному и интеллектуальному уровню, иметь
общие интересы. Естественно, супруги должны хоть как-то нравиться
друг другу -- иначе какой смысл во всем этом -- брак для того, что-
бы занять вожделение (грубое и тонкое) законным образом в сознании
Кршины. Хотя опять же всего должно быть в меру, потому что
в раю тоже трудно практиковать сознание Кришны.
Затем процедура в ИСККОН такова, что после помолвки проходит от по-
лугода до года испытательного срока, когда будущие муж и жена жи-
вут порознь, но могут общаться вместе, заниматься вместе служением
и служить друг другу. Затем -- гражданский брак, после чего они мо-
гут жить вместе. Затем еще через полгода-года -- может быть ягья.
Ягья является необходимостью, если супруги хотят иметь детей. Те-
перь несколько слов по поводу того, что из себя представляет жизнь
в грихастха-ашраме. В основе всего должны лежать ВАИШНАВСКИЕ взаи-
моотношения. В этой связи я часто вспоминаю наставлеия Шрилы Гаура-
кишоры даса Бабаджи одному только что женившемуся ученику Шрилы
Бхактисиддхантаджи. "Это очень хорошо! Теперь твоя жена должна слу-
жить тебе, а ты должен служить ей. Ты не должен считать ее своей
служанкой, потому что она Ваишнави, а это огромная редкость." В ос-
нове супружеских взаимоотношений лежит в первую очередь огромное
уважение к личности друг друга. Все то же самое -- прекрасный поли-
гон для практики тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина
манадена Тогда это будет киртанийа сада харих. Затем есть особен-
ности служения в этом ашраме. Лучше всего жить отдельно, но лучше
рядом с храмом. Для поддержания семьи нужны средства, которые
кто-то должен зарабатывать. Мы обсуждали это выше. Затем, нужно
уделять время тому, чтобы культивировать взаимоотношения (См. 7
привычек) - быть внимательным к мелочам, быть вежливым и учтивым,
выполнять обещания, в первую очередь стараться понять другого и
т.д. Затем, если есть дети, то им необходимо уделять очень много
времени, заботы и любви -- со стороны обоих родителей. Практика по-
казывает, что дети "отреченных" родителей растут невротиками. И не
будет никакой гарантии, что в переходный возраст они останутся пре-
данными. Вместе с тем, домохозяева должны вносить свой активный
вклад в миссию санкиртаны Господа Чаитаньи - и помогать - финансово
и организационно различным проповедническим проектам.
Это более или менее все, чем