Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 46 ------

Лидер новой эпохи II - Страница 46

постоянно обучает других, а уже обученные члены его организации готовы в любой момент взять на себя ответственность за новые проекты. Лидер, который не готовит новых лидеров, на самом деле не может считаться энергичным и сильным руководителем. Лидер-слуга больше заинтересован в передаче полномочий другим, чем в сосредоточении всей власти в своих руках.

ОБУЧАЯ, УЧИШЬСЯ

Обучение является не только важной составной частью божественной монархии, но и неотъемлемой частью любого прогрессивного стиля руководства. Последние исследования показали, что лучший способ научиться чему-то - - обучать этому других. В своей книге «Учите тому, что вы узнали» Уильям Гласснер приводит ошеломляющую статистику:

Мы усваиваем на 10% то, что прочитали.

Мы усваиваем на 20% то, что услышали.

Мы усваиваем на 30% то, что увидели.

Мы усваиваем на 50% то, что увидели и услышали.

Мы усваиваем на 70% то, что обсуждали с другими.

Мы усваиваем на 80% то, что испытали на собственном опыте.

Мы усваиваем на 90% то, чему учили других.

Поэтому девизом всех организаций и общин должно быть: «Учите других тому, что узнали сами». Читайте, слушайте, исследуйте и запоминайте то, что вы изучаете, с намерением обучать этому других. Просто представьте, как изменится ваше умонастроение, если, изучая какой-то предмет, Вы будете знать, что должны объяснить это другим.

В наше время у людей неразвиты ум и разум. Наша память тоже слаба. Обычно мы забываем все, что узнали минуту назад. В древности слушание было одним из главных средств обучения, поскольку память людей была очень острой, особенно утех, кто практиковал целибат. Такие ученики обладали огромной интеллектуальной силой - вплоть до того, что, услышав что-то лишь однажды, они запоминали это на всю жизнь. Даже в наше время существуют направления, опирающиеся в основном на слушание как на лучший метод обучения.

Хотя слух - одно из самых могущественных чувств, слушание более не является самым эффективным методом получения и хранения информации. Зрение приобрело, по меньшей мере, такое же значение. То, что мы увидели, остается в памяти больше, чем то, что мы услышали. Повторение того, что видели и слышали, делает обучение еще более эффективным. В процессе обсуждения вовлекается также и интеллект: мы начинаем размышлять о том, что прочитали или услышали. Таким образом, мы оказываемся вовлеченными в изучение на более высоком уровне.

Но получить личный опыт даже важнее, чем обучать других, поскольку при этом оказываются задействованными все пять чувств, что оставляет в сознании более сильный отпечаток. Именно поэтому сегодня многие преподаватели и инструкторы проводят обучение в форме интерактивных семинаров и тренингов. Тренинги позволяют людям не только обсуждать то, что они изучают, но и до некоторой степени пережить это на собственном опыте. Такие знания остаются у участников гораздо дольше.

Примером обучения, основанного на личном опыте, являются ролевые игры. Ролевые игры позволяют человеку оказаться в новых ситуациях, прочувствовать различные нюансы этих ситуаций и найти альтернативные и более продуктивные формы поведения. Ролевые тренинги позволяют людям в процессе взаимодействия с другими их участниками развить новое понимание и новое видение.

Когда мы учим других тому, что узнали, это позволяет нам понять, насколько хорошо мы сами усвоили предмет. Процесс воздействия обучения на сознание преподавателя достаточно интересен. Например, я много читая и размышлял о тех вещах, о которых пишу в этой книге, однако то, что я решил поделиться своими мыслями с другими, побуждает меня глубже задуматься над ними. Проводя семинары и тренинги в разных частях мира, я чувствую, что обретаю более глубокое понимание того, чему учу.

Очень жаль, что некоторые преподаватели просто повторяют один и тот же урок снова и снова без всякого энтузиазма, не извлекая из него ничего нового для себя. Это навевает скуку не только на студентов, но и на самого преподавателя. Но чем больше преподаватель становится лидером-слугой, тем больше в нем развивается способность одновременно учить и учиться самому. Таким образом, он достигает одновременно двух целей.

Хотелось бы еще раз привести китайскую пословицу: «Если ты расскажешь мне, я забуду. Если ты покажешь мне, я запомню. Если ты вовлечешь меня, я пойму».

Лидер-слуга должен сделать максимум возможного для тех, кто хочет учиться у него; а ученик, который хочет стать специалистом в своей области, должен найти самого лучшего учителя.

ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СОВЕТНИКОВ

Вопрос: В монархической системе Древней Индии брахманы следили за деятельностью царя, а царь, в свою очередь, оказывал покровительство гражданам. Применима ли эта социальная система в духовных организациях? Если да, то какая система будет наиболее благотворна для организации, в которой брахманы еще не имеют достаточной квалификации, чтобы давать советы руководителю?

Ответ: Хороший кшатрий (административный лидер), божественный монарх или лидер-слуга постоянно заботится о подготовке брахманов, ибо брахманы играют самую важную роль в хорошем правительстве. Брахманы - это мудрые советники, старейшины, опытные наставники, а также те, кто лучше всех понимают нужды людей. В отсутствие квалифицированных советников- брахманов, следящих за ситуацией, не может быть должного контроля. У лидеров есть тенденция отклоняться, и если не существует ограничительных линий, велика вероятность злоупотребления властью или ухода в тень. Лидер может не выдержать искушения властью и утратить всякий интерес к заботе о благополучии своих граждан.

Система варнашрамы - деления

Навигация:

Страница 48
Страница 47
-- Страница 46 --
Страница 45
Страница 44