Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 14 ------

Размышления о сакральных истинах - 64 принципа устройства вайшнавской общины - Страница 14

Человек, недостаточно смиренный, чтобы учиться у каждого, не может быть настоящим гуру. А тот, у кого достаточно смирения для этого, не только гуру, но может действовать как джагад-гуру. Мы наблюдаем это качество в авадхута-брахмане, о котором говорится в Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагаватам». У него было много духовных учителей, поскольку он страстно желал учиться у всех и каждого. Так он постоянно рос, набираясь опыта.

шри-брахмана увача шанти ме гураво раджан бахаво буддхи-упашритах йато буддхим упадайа мукто ‘тамиха тан шрну

«Брахман сказал: «Мой дорогой царь, благодаря разуму, я принял прибежище у многих духовных учителей.

55

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

Получив от них духовное понимание, я теперь хожу по земле, свободный. Послушай, пожалуйста, я опишу тебе их.»

«Шримад-Бхагаватам», 11.7.32

Здесь авадхута-брахмана пускается объяснять царю Яду подробно, чему он научился от своих двадцати четырех учителей, а это были: земля, воздух, небо, вода, огонь, луна, солнце, голубь и питон; море, мотылек, пчела, слон и вор меда; олень, рыба, проститутка Пингала, птица курара и ребенок; маленькая девочка, мастер-стрелодел, змея, паук и оса. Гордый или эгоистичный человек думает, что он может учиться только у развитых преданный и принимать наставления только от старших. Некоторые преданные иногда даже говорят: «Вы не мой гуру, так что нечего давать мне наставления». Однако человек с подобным сознанием — не серьезный преданный. Серьезный преданный учится постоянно. Почему? Потому что старается извлекать благо из каждого момента своей жизни, постоянно расти и развиваться.

Мы можем учиться не только у нашего гуру, мы можем учиться даже у насекомого, как это делал авадхута-брахман. Такие личности учатся даже у самых на вид незначительных существ. Они постоянно учатся, потому что рассматривают любое положение как возможность расти и развиваться. Неофиту тоже предоставляется немало возможностей развития, но он не может ими воспользоваться. Такие люди смотрят и не видят: пашйанн апи на пашйати («Шримад-Бхагаватам», 2.1.4). Возможность есть, но они ее не видят. У них есть возможность слушать, но они все равно не слушают. Даже если Кришна придет к ним Сам, они не смогут глубоко почтить Его. Поэтому Шрила Бхактисиддханта говорит здесь о положении джагад-гуру, или высокоразвитого чистого преданного. Такой преданный знает, что каждый является его ду-

56

Принцип 12

ховным учителем. Если человек не готов постоянно учиться, значит, он не слишком серьезен и не достиг высокого уровня развития.

Принцип 13

Если мы хотим идти путем истинного блага, нам нужно пренебречь всеми людскими мнениями и прислушиваться только к словам Вед.

Часто нам далеко не безразлично, что думают, говорят или делают другие, а это сознание начинающего. Это означает, что нас слишком сильно заботит, как мы выглядим. Если наша жизнь есть миссия, нас не должно волновать, как мы выглядим. Мы естественным образом будем делать то, что нужно, и правильно, да еще с все возрастающей решимостью. Если что, мы будем готовы слушать всё и вся и использовать услышанное для собственного роста, поскольку каждый является нашим духовным учителем, даже наши враги. Если же мы пытаемся быть приятными для всех, то не доставим радости никому и придем к разочарованию. В конечном итоге, мы ведь хотим доставить радость Кришне.

Нам не интересны людские спекуляции и фантастические порой представления. Мы хотим узнать, что предписывают Веды, а затем действовать соответственно, даже если в результате нас ждет бесславие. Если мы доставляем беспокойство ненормальным и греховным людям, это хорошо. Если у нас есть какая-то сила, мы, разумеется, будем беспокоить майю. Если мы не причиняем майе беспокойств, это означает, что мы не обладаем силой. Своей жизнью, речью и духовным знанием мы будем изгонять невежество.

59

Принцип 14

Следует желать всего, что благоприятно.

В процессе предания себя Богу преданный должен принимать то, что благоприятно для исполнения преданного служения, и отвергать то, что неблагоприятно. Мы сами должны рассмотреть собственную жизнь и деятельность, чтобы определить, что благоприятно, а что нет. Для некоторых самая большая слабость — это привязанность к родственникам, которые не преданы Богу. По праздникам и в дни рождения такие преданные всегда вспоминают, как празднуют у них в семье, и ощущают острое желание принять участие в семейном мероприятии. В свой день рождения преданный думает: «Если бы я остался жить дома, сейчас мои родные пели бы «С днем рожденья тебя!», мне принесли бы торт со свечами, дарили бы прекрасные подарки и говорили бы мне, какой я замечательный. А вместо этого я продаю на улице книги, и никто даже не знает, что сегодня у меня день рождения». Если у преданного есть такая проблема, то медитация на семью может, в конце концов, совлечь его с пути преданности. В ранние годы, когда я был брахмачари и мы путешествовали с Библиотечной группой ББТ, у нас был один преданный, у которого была интересная слабость. Он очень любил вишневый пирог. А мать у него была весьма разумная женщина. По праздникам, и особенно на его день рождения, она присылала ему небольшой вишневый

61

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

пирог и сопровождала посылку нежными словами. И в один прекрасный день пришла

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12