Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Размышления о сакральных истинах - 64 принципа устройства вайшнавской общины - Страница 18

Над чем, Вы считаете, мне нужно поработать? Как мне научиться быть лучшим преданным?» У некоторых преданных именно такой тип взаимоотношений с духовным учителем:

74

Принцип 18

они просто рассказывают ему о своих идеях. Однако такие преданные никогда не совершают серьезного продвижения.

Ученики другого типа задают гуру вопросы, но когда тот отвечает на них, у них уже готов десяток доводов, почему другое решение лучше. Такие тоже далеко не уходят. Они могут годами повторять «Харе Кришна», но их продвижение незначительно, потому что они так и не входят в сознание бхакти. Они остаются на уровне религии, почти как карма-канди, несмотря на то, что заняты деятельностью, внешне как будто связанной с духовностью. Они могут написать письмо и даже попросить руководства, но затем, когда духовный учитель делает предложение или просит их о чем-то, они всегда найдут причину сделать что-нибудь другое. Это обманщики, и в конце концов, они обманывают сами себя.

Духовный учитель должен обращаться с разными учениками по-разному. Ученики первого вида, которым не интересно слушать, в некоторых случаях, когда духовный учитель говорит прямо, принимают оскорбительное умонастроение и уходят. Ученик, конечно, может поспорить с наставлением гуру, но такой ученик не достигнет многого. Но вот если ученик сохраняет связь с духовностью, что-то, возможно, в его жизни изменится. Если он будет принимать прасад и петь и повторять Святые имена, изменения постепенно придут.

Однако если ученик стремится узнать, чего хочет гуру, духовный учитель может его и побранить, потому что именно такой ученик готов совершить наибольшее продвижение. Если духовный учитель не ругает ученика, значит, он, скорее всего, чувствует, что ученик слишком упрям или не сможет принять сказанное. Если же духовный учитель ругает ученика, это означает, что он наставляет преданного, имея желание придать ему ускорение. С учеником, который по-настоящему серьезен, духовный учитель может говорить совершенно прямо и разбирать любую ситуацию очень подробно, чтобы, в конце концов, помочь человеку продвинуться к цели кратчайшим путем.

75

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

Поэтому настоящий ученик просит о руководстве не только духовного учителя, но обращается и к другим преданным, чтобы они подсказали ему, как исправиться. Мы можем обратиться к тем, с кем служили в течение нескольких лет, и получить совет и обратную связь. Кто знает нас лучше, чем те, кто служил с нами пять, десять или пятнадцать лет? Им известны не только наши дурные привычки и внешние недостатки, они знают и хорошие наши качества. Даже если нам кажется, что они не совсем точно понимают нас, мы обязаны действовать так, чтобы причинять им как можно меньше беспокойств, поскольку служим вместе.

Если вы принимаете решение получить у другого человека критический отзыв, запаситесь листком бумаги и запишите все, что он скажет. Обратитесь к этой записи позже и поразмыслите над тем, что услышали. Нужно записывать, потому что, когда с нами говорят по-честному, мы имеем тенденцию защищаться. Такова природа ложного эго. Чтобы обратиться с такой просьбой к преданным, нам самим потребуется определенная честность и реальное чувство локтя. Если этого нет, то преданные склонны быть друг с другом не до конца откровенными. Или еще бывает, человек дает честный отзыв, а попросивший этого отзыва вместо того, чтобы использовать услышанное для собственного роста, затаивает обиду. Если окружающие убедятся, что мы действительно стремимся к росту, на удивление многие захотят нам помочь. Сами мы видим себя далеко не так, как нас видят другие. Обычно мы думаем о себе совершенно иначе.

Будучи брахмачари, я постоянно просил отзывов. Я слово в слово записывал то, что говорили преданные, и принимал их критику очень серьезно. Некоторые знают, что я был очень строг. Я вставал в час ночи и повторял сорок два круга, и так ежедневно на протяжении многих лет. Я ел один раз в день и соблюдал в экадаши полный сухой пост. Я путешествовал с группой санкиртаны и регулярно просил других членов группы

76

Принцип 18

указать мне, в чем я могу поработать над собой как преданный. Или же я просил их сказать обо мне хоть что-нибудь и постоянно досаждал им. Иногда они предъявляли мне длинный список: «Ты слишком громко читаешь джапу. Ты всегда читаешь книги, когда остальные поют. Ты слишком горд: постоянно тыкаешь всем в нос, что ты уже закончил свою джапу. Почему ты не ходишь на пиры? По крайней мере, на воскресный пир ты должен ходить. Не нужно этих искусственных аскез». Выслушав все это, я нередко пытался внести изменения в свое служение, чтобы большее благо получал не только я, но и вся группа.

Обычно мы стремимся исполнять свое служение хорошо, но так, чтобы не обижать никого вокруг. Служа и проповедуя в таком духе, мы станем лучше осознавать Кришну. Готовим ли мы на кухне, подметаем ли полы, моем ли посуду, распространяем книги или предлагаем арати Божествам, если мы делаем все это для Кришны, мы приобретаем сознание Кришны. Это не так просто, потому что в нас все еще сохраняется склонность властвовать над всем, что попадает в поле нашего зрения. Однако учась

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16