Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 24 ------

Размышления о сакральных истинах - 64 принципа устройства вайшнавской общины - Страница 24

быть единственным шансом человека услышать о Кришне, поэтому мы стремимся действовать как доверенное лицо, чтобы человек смог сказать Кришне «да». Если мы делаем это со всей серьезностью, Кришна пошлет верные слова, которые затронут сердце нашего собеседника.

Вопрос: Совершаем ли мы грех умаления правды, когда не передаем послание Кришны полностью при каждой возможности?

Ответ: Есть разница между умалением правды и тем, чтобы посеять семя, благодаря которому человек со временем сможет узнать больше. Мы умаляем правду тогда, когда у нас есть возможность говорить, но мы отказываемся от нее из страха или опасений. Преданные должны служить проводниками послания, а это означает, что мы должны знать свое поле деятельности. Шрила Прабхупада в каких-то случаях говорил прямо, а в других не проповедовал совсем, а просто обращался с человеком по-доброму. Например, Шрила Прабхупада очень

94

Принцип 20

ласково обращался с садовником Джоржа Харрисона, и тот навсегда это запомнил. Шрила Прабхупада вообще не проповедовал ему никакой философии, он был просто к нему добр. Бывает, что наша проповедь состоит просто из того, что мы живем в соответствии со своей философией. Наши дела говорят громче слов. Наши дела показывают, насколько мы этичны и моральны, насколько мало нас затрагивает двойственность материальной энергии.

Сам Господь Чайтанья был очень искусен в поиске способов помочь людям как в открытую, так и незаметно. Шрила Бхактивинода Тхакур тоже находил совершенно необычные способы донести высшее знание. Он умел говорить с какими угодно людьми. Среди прочего он знал и «Библию», и «Коран», и «Тору», и Шекспира, и Йейтса, и Эллиота. В некоторых его работах освещаются одновременно различные темы. В какой-то момент его настолько встревожило распространение сахаджии во Вриндаване, что он даже использовал для своих книг псевдоним, который понравился бы сахаджиям. Так он надеялся привлечь их внимание; он даже использовал их специфический язык, чтобы донести до них истину.

Многие свои книги я пишу именно так. Я поднимаю самые злободневные темы, одновременно предлагая читателю высшую мудрость, представленную в ведическом знании. Тогда любой человек, будь он христианин, мусульманин, индуист или буддист, будь он бизнесмен, врач или ученый, сможет принять это знание. Шрила Прабхупада велел нам искать духовного решения материальных проблем. На самом деле, это и есть суть нашего Движения. Мы не фанатики, прячущиеся от мира; наоборот, в любых обстоятельствах мы можем предложить духовную точку зрения. Своих учеников и руководителей разного уровня по всему миру я учу проповедовать так, чтобы люди могли обратиться к ним за духовным истолкованием любого события, упомянутого в ежедневных новостях. Мы хотим, чтобы они осознали, что мы не кучка сектантов-фанатиков,

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

закопавшихся в какую-то причудливую философию. Нет, мы люди, обладающие высшим пониманием жизни и общества. Если окружающие видят, что мы люди толковые, что наше послание имеет прямое отношение к практическим вещам и может улучшить качество жизни, тогда все, что у нас есть необычного, воспринимается как приятная новизна.

Подход к людям под переменным углом может помочь постепенно привести их в сознание Кришны. Проповедь — мощная вещь, и наше послание обладает огромной силой, но оно должно быть услышано. Если даже у нас есть хорошее лекарство, но никто не хочет его принимать, тогда какой в нем прок? У нас в руках будет отличное лекарство, но никто от этого не выиграет. Однако если люди хотят решить свои проблемы и видят, что у нас есть лекарство, которое может им помочь, они получат большое благо, следуя нашему методу. Если наше послание достаточно серьезно, мы увидим, что оно трогает умы людей и их сердца. Наше Движение очень практично, и суть его — в возвышении сознания.

Мы — духовные революционеры, обладающие состраданием и пониманием. Когда у людей есть понимание, но нет любви, их мотивы будут неверными. В наших храмах это тоже так. Когда есть любовь, но нет понимания, ничего вообще не состоится. Необходимы и понимание, и любовь, тогда преданные будут активны и полны энтузиазма. В противном случае преданные в наших храмах утратят энтузиазм и уйдут, ощутив скуку и неудовлетворенность. Наш долг состоит в том, чтобы узнать людей, с которыми мы общаемся, и понять, как занять их соответственно их склонностям. Руководитель должен знать своих подчиненных, как мать знает своих детей, и заботиться о них в той же степени. Руководители должны ясно понимать возможности и способности тех, кто находится у них под началом.

Мы не можем постоянно обеспечивать всех всем, что они хотят в плане служения, однако, чем ближе мы подойдем к принципу занятия людей в соответствии с их склонностями,

96

Принцип 20

тем лучше. Когда у людей есть возможность исполнять работу, которая их вдохновляет, соответствует их природе, они работают гораздо лучше. И наоборот, если преданный с качествами, например, брахмана делает преимущественно работу вайшьи, день за днем собирает деньги, он обязательно утратит энтузиазм. Это неизбежно, практически, для любого преданного. Если у преданного, обладающего сознанием кшатрия, нет собственного проекта, которым он мог бы управлять, он тоже почувствует, что лишен почвы под ногами, и через некоторое время

Навигация:

Страница 26
Страница 25
-- Страница 24 --
Страница 23
Страница 22