Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 26 ------

Размышления о сакральных истинах - 64 принципа устройства вайшнавской общины - Страница 26

конечно, рассматривать это как свое служение. Но если после многих попыток и усилий дело не идет, это может указывать на то, что мы выбрали не самый лучший подход. Приступая к какому-либо проекту, мы должны пребывать в молитвенном состоянии: «Кришна, если мои планы не соответствуют Твоему желанию, не дай им осуществиться. Пожалуйста, поставь меня в такое положение, где я смогу действовать правильно и своевременно». Если мы молимся таким образом, Кришна ответит нам. И напротив, если мы всегда руководствуемся только собственным пониманием, нас не ждет ничего, кроме разочарования.

Кришна хочет, чтобы мы смогли полностью предаться Ему, а это значит, что полагаться только на собственные чувства, ум и разум недостаточно. При таком подходе человек рано или поздно зайдет в тупик. Иногда даже самые разумные преданные в нашем Движении падают в майю. Некоторые из них приняли сознание Кришны на платформе разума, а не сердцем. Поэтому, когда что-то не вписалось в их жизнь с точки зрения «здравого смысла», то все остальное было просто вышвырнуто на помойку. Поскольку ни сильной веры, ни преданности у них не было, одна только гьяна, они не выдержали испытания веры. Кришна не говорил: «Меня можно познать только через гьяну». Он сказал в Бхагавад-гите (18.55):

бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах тато мам таттвато джнатва вишате тад-анантарам

«Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения.

И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога.»

100

Принцип 20

Вопрос: Как любить себя?

Ответ: Что такое «я»? «Я» — это не воспитанная или привитая личность, это не ложное эго и не чувства. Любить свое истинное «я» — значит действовать так, чтобы получить возможность вернуться к Богу как можно скорее. Любя себя, мы будем делать все, что увеличивает нашу любовь к Кришне и уменьшает стремление к чувственному наслаждению. Если мы обращаемся именно к этому аспекту себя, значит, мы себя по-настоящему любим. Эта любовь принесет прекрасный плод: она дарует нам возможность по-настоящему полюбить других. Мы не можем любить других, если постоянно совершаем насилие над собой. Первые любовные отношения, которые мы должны наладить,— это отношения с самим собой.

Деградирующий человек не может глубоко любить других. Если человек постоянно курит, ест мясо, нарушает все принципы или просто обладает большим эго, все это саморазрушительное поведение не позволит ему глубоко полюбить других. Как могут люди распространять любовь на других, если сами они не являются ее носителями? Однако если мы любим людей, которые не любят сами себя, то смотреть, как они сами себя разрушают, нам будет очень грустно. Мы можем совершенно искренне пытаться их полюбить, но они не полюбят нас, потому что собственная склонность к саморазрушению заманила их в ловушку. Попробуйте представить себе влюбленным человека, который в такой степени захвачен своими привязанностями. Откуда у него способность делиться любовью, когда он полностью поглощен удовлетворением себя самого и собственными пристрастиями? Нужно выяснить, что такое на самом деле «я».

101

Принцип 21

Единственная обязанность самого милостивого человека состоит в том, чтобы изменять испорченный вкус людей. Если тебе удастся спасти хоть одного человека от великой силы майха-майи, это будет актом благотворительности куда более крупным, чем открытие миллионов больниц.

Здесь мы снова слышим ту же концепцию, которую вы сказывает Шрила Прабхупада в своем очерке о Гита-нагари, или духовных общинах. Лучше лечить болезнь души, чем открывать миллионы и миллионы больниц для тела, в которых лечат только симптомы, но не саму болезнь. Врачи иногда поступают именно так. Они борются с болью, чтобы облегчить симптомы, но не лечат причину болезни, не искореняют ее. Поэтому страдания пациента продолжаются. Величайший акт благотворительности — это забота о душе.

Шрила Бхактисиддханта также говорит о том, что, если хоть один человек примет метод преданного служения серьезно, это уже большое дело. Мы не гонимся за количеством, мы хотим качества. Хорошо, если есть и то, и другое, но мы понимаем, что, как правило, людей не привлекает чистая преданность Верховному Господу. Большинство имеет обычные пристрастия и поведенческие модели, которым и следует. Иногда люди удивляются, что метод сознания Кришны принимают

юз

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

столь немногие, несмотря на все его могущество. Если мы посетим богослужение в церкви, синагоге или мечети, мы увидим там сотни и тысячи людей, но количество далеко не всегда указывает на качество. Даже когда Кришна Сам приходил на эту планету, лишь немногие поняли, Кто Он такой, Его положение Верховного Господа. Мало кто способен это понять.

104

Принцип 22

Есть люди, которые не учились у осознавших себя душ развивать свою склонность служить Верховному Господу. Общения с такими людьми следует избегать, сколь бы приятным оно ни было.

Если мы обнаруживаем, что наши отношения с непреданными или атеистами мощнее и в их обществе мы чувствуем себя лучше, это означает, что преданность наша не слишком сильна. Как мы можем чувствовать себя комфортно среди людей, которые отрицают само существование Того, кого мы стремимся полюбить больше всех? Вам приятно общаться с человеком,

Навигация:

Страница 28
Страница 27
-- Страница 26 --
Страница 25
Страница 24