которые чрезвычайно чисты, но далеко не всегда их видно, поскольку они не являются известными руководителями. Мы склонны думать, что величайшие преданные — это те, кто всегда освещен софитами или способен манипулировать множеством материальных
Принцип 40
вещей. Это необязательно так. В некоторых случаях Кришна дает человеку высокое положение, потому что, если не дать, он вообще не сможет остаться преданным. Такие преданные, если у них не будет возможности манипулировать материальными вещами, просто бросят преданное служение. Их ум и чувства будут увлечены другими областями деятельности.
Более того, человек, занимающий более высокое положение, не всегда самый духовный. Это может быть так, а может — и наоборот. Шрила Прабхупада был могущественным духовным прагматиком, он ставил людей в разные положения для разных целей. Любой управляющий так поступает. Не всегда человек получает высокое служение именно потому, что он самый духовный. Преданный может неплохо управляться с материальной энергией, поэтому его могут вдохновлять работать на этом уровне, в надежде, что он постепенно очистится.
Вопрос: Естественно ли для нас чувствовать большее вдохновение от общения с одними преданными, чем с другими?
Ответ: Да, мы видим, что преданные всегда с одними связаны больше, а с другими меньше, мы замечаем, что некоторые преданные вдохновляют нас больше, чем другие, с одними преданными мы связаны теснее, чем с другими. Однако чтобы понять, почему это происходит, нужно внимательнее взглянуть на себя, потому что, на самом деле, мы должны быть способны работать с любыми преданными за исключением, разве что, тех преданных или вообще людей, которые находятся под воздействием гуны невежества. Мы можем мысленно выражать почтение преданным, находящимся в гуне невежества, потому что они повторяют Святые имена, но нам необязательно общаться с ними. Мы хотим принимать общение тех, кто вдохновляет нас предаться. Наша дружба должна строиться на предании себя в ходе служения. Мы не должны дружить с теми, кто просто подпитывает наши слабости или чьи слабости подпитываем мы. Однако мы и не хотим впадать в сектантство, делить людей на друзей и врагов. Совершенно естественно, что
Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины
к некоторым людям мы чувствуем склонность, поскольку нам хорошо с ними служится. Может быть, некоторые преданные больше книг распространяют, когда выходят на распространение вместе, а у других образ мыслей совпадает. Это естественно, но мы не должны стремиться все время кого-то исключать. Мы хотим быть слугами вайшнавов.
Принцип 41
В эту эпоху заблуждение, навязанное людям обманщиками под вывеской хари-катхи, стало видом религии.
Организованная преступность есть во всем мире, иногда на самых высоких уровнях и в духовные организации некоторые люди приходят лишь для того, чтобы учинить там смуту и разрушение. Самых крупных демонов далеко не всегда можно распознать по их враждебному поведению. Как на войне: самые опасные бойцы — это те, что обучены шпионажу. Они способны внедриться в любую среду и смешаться с ней, хотя цели их полностью враждебны этой среде. Такие специалисты проходят особое, высококачественное, обучение, поскольку им предстоит проникнуть в стан врага неузнанными. В играх Кришны мы видим, как могущественные асуры и ракшасы изменяли свой облик до неузнаваемости и входили в духовную среду, но не для того, чтобы слушать, прославлять или служить, а наоборот, чтобы все портить.
Занятно: когда человек попадает в среду преданных, он оказывается в духовной атмосфере и, независимо от того, каковы его побуждения, до какой-то степени очищается. Приходят, к примеру, студенты, которым нужно написать о нас курсовую работу, принимают прасад и очищаются. Цели у них совсем другие, но, так или иначе, по карме они получили благословение попасть в это общество. И благодаря этому благословению,
6 64 принципа
161
Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины
они несколько продвинулись в сознании Кришны. Многие люди становятся в этой жизни преданными, потому что в прежней жизни случайно совершили какое-то служение. Они даже не осознали, что каким-то образом поспособствовали миссии Господа Чайтаньи, но, так или иначе, им представился шанс обрести духовные заслуги.
По этой причине преданные должны быть очень осторожны в своих внешних контактах, ведь каждый преданный несет определенный заряд, который вкладывается в его проповедь и в го, как он представляет миссию Господа Чайтаньи. То, как люди общаются с нами, может помочь им, а может стать оскорблением и остановить их, если они как-то плохо на нас отреагируют. Даже если нам что-то не нравится, мы не должны ссориться с людьми, потому что это может спровоцировать их на оскорбление, и тогда им придется страдать. Если человек просто помогает группе санкиртаны поменять спустившееся колесо или скажет преданным несколько добрых слов, он получает вечное благословение. Благодаря этому мимолетному контакту с запредельным, его дремлющее сознание чуть-чуть оживится. И наоборот, если человек так или иначе препятствует проповеди, ему придется страдать. Некоторые люди, которые попытались воспрепятствовать распространению Движения Господа Чайтаньи, страдают очень сильно.
В «Чайтанья-чаритамрите», «Ади-лила», 17.38-59 есть повествование о том, как Гопала-Чапала оскорбил Шривасу Тхакура. Гопала-Чапала, завистливый брахман, желая опорочить Шривасу Тхакура, поставил однажды ночью у порога его дома параферналии для поклонения богине Кали. За это великое оскорбление