Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 36 ------

Размышления о сакральных истинах - 64 принципа устройства вайшнавской общины - Страница 36

то и их книги нам тоже нужно будет выбросить. Люди не замечают, насколько поверхностна и пуста эта идея. Во всех областях жизни людям необходимо руководство. Если у человека возникают проблемы с властями, он звонит адвокату. Если заболеет — спешит к врачу. Если хочет купить дом — обращается к риэлтору. Но когда дело доходит до самого важного аспекта нашего бытия — духовной жизни,— тут многие говорят, что в этом деле руководство им не требуется. Это довольно лицемерно. Они руководят другими и ищут руководства, когда речь идет о материальных вещах, а когда доходит до духовной жизни, они руководства избегают.

Принцип 40

Живое существо не снискает истинного блага, прочитав даже сотни книг или делая вид, что исполняет преданное служение сообразно собственным представлениям.

Почему? Разве, прочитав сотни книг, человек не становится ученым? Почему Писания предостерегают, что чрезмерное чтение и свободный подход к служению чреваты падением? Читая слишком много разных книг, мы можем сбиться с пути и утратить целомудрие. Мы можем погрузиться в умствование, и это помешает нам сосредоточиться на должном. В то же время не следует превращаться в слепых последователей. Те, кто следуют чему-либо слепо, так же слепо могут и отвергнуть это в любой момент. Какое-то время они будут рьяно следовать своей идее, а потом настанет момент, когда что-нибудь пойдет не так, и они с тем же рвением примутся поносить дело, которому служили, и превратятся в самых ревностных его гонителей.

Бывает, нам приходится читать разные книги, если мы занимаемся определенным видом проповеди. Руководители и президенты храмов должны следить за новостями. Например, если идет война или восстание, посылать преданных в город опасно, и руководитель должен это знать, так что будьте в курсе, но помните, что чрезмерный контакт с материальной энергией оскверняет ум и сознание.

153

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

Вопросы и ответы

Вопрос: Какую ценность в сознании Кришны имеет пунктуальность?

Ответ: Каждый из нас в определенной степени влияет на других. В общине каждый отдельный человек участвует в формировании среды. Если преданные собираются, чтобы обсудить какие-то вопросы, а кто-то опаздывает, это весьма оскорбительно по отношению к тем, кто вынужден ждать, потому что в этом выражается недостаточное уважение к их времени. Если вы заставляете людей ждать, это все равно, что выразить им неуважение, принизив важность других их занятий. Когда все действуют пунктуально, можно успеть гораздо больше. Мы стараемся лучше осознавать время, потому что это время принадлежит нашему гуру. А время гуру — это время Кришны, и мы хотим использовать его как можно эффективнее. Однако время весьма относительно. В некоторых местах люди имеют тенденцию к большей пунктуальности, а в других обществах негласно принято, что если тебе назначили какое-то время, ты спокойно можешь прийти на час позже. Это зависит и от среды, и от культуры.

Вопрос: Не могли бы Вы разъяснить подробнее Принцип 38, в котором устанавливается положение духовного учителя?

Ответ: «Истинный духовный учитель не отличен от Верхновной Личности Бога. Если человек не сможет признать, что духовный учитель — это личное проявление Верховной Личности Бога, он не сможет воспевать Святое имя Господа». Шраддха, то есть вера,— один из самых важных факторов в процессе предания себя. Не имея сильной веры, мы не сможем пробиться сквозь гуны материальной природы. Наша практика будет некачественной. Служение, которым мы занимаемся изо дня в день — это тренировка, упражнение в том, что мы вечно будем предлагать Кришне в духовном мире. Качество

154

Принцип 40

выступлений музыканта зависит от качества его упражений под должным руководством.

Если человек не имеет веры, это очень огорчительно, а веру сохранить трудно, особенно если мы постоянно наблюдаем вещи, которые лишают нас веры. Не имея веры, мы всегда будем пытаться найти разумное объяснение и оправдание вещам, которые противоречат наставлениям Писаний, поэтому духовный учитель должен действовать так, чтобы не смущать ум неофита. Деятельность гуру должна вдохновлять учеников с радостью следовать методу, данному махаджанами, принимать садху и шастры. Если деятельность гуру вызывает слишком много сомнений, это повредит лиане преданности учеников. Рост учеников будет сдерживаться также, если наставник сам не является носителем послания.

Чтобы передача от гуру к ученику шла гладко, оба, и гуру, и ученик, должны быть достойны доверия. Продавец на рынке должен иметь настоящий товар, а покупатель должен быть готов заплатить настоящую цену, сознавая, что данная вещь стоит того, что за нее просят. Если этих двух факторов нет, будет слишком много смешанной преданности, которая может даже выбросить человека из процесса предания себя.

Вопрос: В свете вышесказанного, когда говорят, что авторитетный духовный учитель не отличен от Верховного Господа, то эго потому, что духовный учитель является чистым преданным?

Ответ: Существуют разные уровни чистоты так же, как существуют различные уровни служения и сознания. Когда у живого существа возникает желание вернуться к Кришне, Господь в его сердце устраивает так, что оно получает должное руководство. Поэтому понятно, что истинный духовный учитель — это представитель Верховной Личности Бога, ведь он служитель Бога. Будучи служителем Бога, он указывает направление и показывает

Навигация:

Страница 38
Страница 37
-- Страница 36 --
Страница 35
Страница 34