Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 6 ------

Размышления о сакральных истинах - 64 принципа устройства вайшнавской общины - Страница 6

сколько-нибудь глубокие отношения, если мы сконцентрированы большей частью на самосохранении или накоплении материальных благ.

Прекратив считать наслаждающимися себя, мы видим, что единственным наслаждающимся является Кришна. Поняв это, мы яснее осознаем и собственное положение, и положение окружающих. В конечном счете, Бог — единственный пуруша, Верховный Наслаждающийся, а мы все — пракрити. Качественно мы равны Богу, но количественно от Него отличаемся:

21

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

мамаивамшо джива-локе джива-бхутах санатанах манах-шаштханиндрийани пракрити-стхани каршати

«Живые существа в материальном мире суть Мои вечные отделенные частицы. Оказавшись в обусловленном состоянии, они вынуждены вести суровую борьбу с шестью чувствами, к числу которых относится ум.»

«Бхагавад-гита», 15.7

В материальном мире живому существу причиняют страдания шесть чувств, особенно ум. Чувства побуждают ум удовлетворять их запросы, и в этом заключается борьба за существование. Пытаясь наслаждаться независимо, зацепившись за эту схему, мы лишаем себя счастья. Например, рука не может наслаждаться отдельно от всего тела. Если принести тарелку еды, и рука попытается насладиться этой едой, не положив ее в рот, то неудовлетворенным останется не только рот, но и рука тоже. Если пища не попадет в рот, а из него в желудок, то все тело, включая руку, не получит нужного питания. Подобно этому, если живое существо пытается наслаждаться отдельно от Бога, источника всего сущего, и действовать как независимый наслаждающийся, оно уподобляется руке, которая пытается наслаждаться независимо от тела. От этого живое существо постоянно пребывает в тревоге, ибо, хотя объекты наслаждения кажутся такими близкими, достижимыми, оно не может получить от них истинного удовлетворения.

По этой причине, даже если нам удастся снискать славу, почет, богатство или другие блага, они не удовлетворят нас полностью вне рамок духовной жизни. Мы будем как рука, которая хватает вкусный десерт и пытается наслаждаться им, вместо того, чтобы положить его в рот. Рука может только испробовать

Принцип 2

еду наощупь, но не может насладиться ее вкусом. Чтобы полностью насладиться пищей, рука должна положить ее в рот. Мы постоянно видим людей, которые пытаются наслаждаться самыми разными путями, думая, что счастье можно извлечь из различных объектов или видов удовольствий. Однако лишь только исчезает очарование новизны, они оказываются в положении худшем, чем до того, как они начали достигать желаемого. Поскольку так устроена вся система,— трудности неизбежны. Если же мы рассматриваем Кришну как наслаждающегося, а себя — как неотъемлемые частицы, неразрывно связанные со своим источником, тогда не пострадает ни один из аспектов нашего бытия.

23

Принцип 3

Любой, кто не служит Хари> Верховной Личности Бога, — невежда и самоубийца.

Человек, который не ищет духовной пищи, считается убийцей себя самого, потому что не удовлетворяет потребности собственной души. Третий текст «Шри-Ишопанищад» гласит: «Убийце души, кем бы он ни был, уготованы планеты, известные как миры безверия, погруженные в темноту и невежество». В комментарии Шрила Прабхупада пишет:

«Разумные люди должны постоянно помнить, что душа получает человеческую форму тела после многих миллионов лет эволюции и бесчисленных переселений души из одного тела в другое. Материальный мир иногда сравнивают с океаном, а человеческое тело — с прочной лодкой, специально предназначенной для того, чтобы пересечь этот океан. Ведические писания и ачарьи, святые учителя, сравниваются с опытными лодочниками, а способности, которыми наделено человеческое тело,— с попутным ветром, помогающим лодке благополучно доплыть до места назначения.

Но, если, несмотря на предоставленные ему возможности, человек не посвящает свою жизнь самоосознанию, его называют атма-ха, что значит "убийца души".

25

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

"Шри-Ишопанишад" недвусмысленно предупреждает нас, что убийце души уготованы вечные муки в темнейших районах невежества.»

v Хотя душа бессмертна, человек может действовать настолько противно ее природе, что это будет похоже на духовное самоубийство. Убийцу души можно сравнить с алкоголиком или наркоманом, или с мазохистом. Такие люди, на самом деле, уничтожают сами себя. Если мы ведем животную жизнь, мы в буквальном смысле слова убиваем себя, быстро или медленно. Дурные дела, естественно, ведут к неблагоприятным реакциям.

С другой стороны, если мы видим, как материалисты или начинающие спиритуалисты занимаются греховной душегубительной деятельностью, мы должны испытывать к ним большое сострадание, а не гнев, потому что мы ведь понимаем, насколько они сами себе вредят. Относясь к отклонениям сострадательно, мы привносим в ситуацию любовь и преданность. Однако чаще мы поступаем совсем наоборот, относясь к происходящему так, что в ситуации начинает преобладать ложное эго. Вследствие этого человек нас не слышит и его ложное эго оборачивается против нас и переходит в контрнаступление, создавая большие неприятности. Преданные никогда не должны отказывать людям. Обладая духовной наукой, мы обязаны внимательно смотреть вокруг, но при этом заниматься поиском любви, а не поиском недостатков. Если мы ищем любовь, мы способны вносить в ситуацию любовь и служение, совершая которое мы пытаемся помочь другим, находясь в настроении сострадания.

Ниже описаны четыре приема, которые могут помочь преданным научиться искать любовь и строить более здоровые общины. Эти принципы, взятые из моей книги «Духовный воин 3. Утешение сердца в тяжелые времена», могут помочь преданным впитать культуру бхакти:

Принцип 3

1.Принимайте каждого, с кем вы встречаетесь, так, как если

Навигация:

Страница 8
Страница 7
-- Страница 6 --
Страница 5
Страница 4