Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

Размышления о сакральных истинах - 64 принципа устройства вайшнавской общины - Страница 4

достигнем наилучшего результата.

Общаться с преданными — это не просто находиться рядом с ними, принадлежать к одному и тому же сообществу. Довольно часто преданные даже избегают друг друга, поскольку общение вынуждает их смотреть на себя со стороны. Некоторым кажется, что гораздо спокойнее просто не общаться ни с кем. Но ведь цель наших усилий — отнюдь не покой. Мы стремимся к самоосознанию, а процесс этот разворачивается далеко не всегда спокойно. Спокойно можно жить в невежестве. Спокойно можно жить, отвернувшись от всех. Спокойно можно жить, избегая решения проблем, ведя замкнутый и закрытый образ жизни. Но общение с людьми — это всегда настоящий вызов, потому что именно в общении проверяется наш истинный уровень самосознания. Те, с кем мы общаемся, дают нам возможность как бы посмотреть на себя в зеркало, получить более ясное понимание своих сильных и слабых сторон. Это отражение позволяет нам заглянуть внутрь себя и точнее оценить собственную квалификацию в преданном служении.

Мы видим, что в «Бхагавад-гите» Кришна не ограничивается установлением дхармы или религии. Религия — это этика и мораль, она нужна для того, чтобы дать людям основное понимание бытия Бога. И хотя Кришна дает и религию, Он также дает знание, далеко превосходящее обычную религиозность. После множества наставлений он говорит Арджуне:

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа ахам, твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах

Введение

«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего.»

«Бхагавад-гита», 18.66

Кришна стоит в стороне от религиозных дел. Все разнообразные виды деятельности, описанные в Священных писаниях, предназначены только для того, чтобы установить чистые взаимоотношения с духовным миром, и эти взаимоотношения выходят далеко за пределы дхармы. Мы хотим исполнять санатана-дхарму, а это означает вечное служение и естественные взаимоотношения, в которых мы почитаем и прославляем Божественную Чету.

Самбандха, или взаимоотношения, — это не какая-то факультативная часть процесса предания себя. Они есть всё. Возьмем ли мы физику, математику или саму жизнь, нам не уйти от понимания того, что всё вокруг находится в какихто взаимоотношениях. Атомы, нейтроны, протоны, световые волны и т.д. все они взаимодействуют друг с другом совершенно определенным образом. Иногда они отталкиваются, а иногда притягиваются. Взаимоотношений не избежать нигде: ни в жизни элементарных частиц, ни в жизни существ, наделенных сознанием.

Мы не йоги: мы не жаждем мистических сил; мы также не карма-канди, которых интересует только корыстная деятельность. Мы пытаемся отдать в дар свое сердце. Иногда преданные воображают себе, что хотя сейчас они мешают преданность с имперсональной деятельностью, по смерти они как-то вдруг окажутся в духовном царстве. Однако чтобы вернуться в обитель Кришны, мы должны стать подобны ей. Обитатели духовного мира постоянно погружены в качественные взаимоотношения, они на самом высоком уровне взаимодействуют с Божественной Четой. Такие качества можно постепенно развить через общение и текущее служение. Насколько наше

13

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

служение основано не на самоотверженности, преданности, бескорыстии и полной любви ко всему, что есть в творении Кришны, настолько мы пока и неквалифицированны. Знание, которое предлагает Кришна, стоит не на внешней деятельности. Он ясно говорит нам:

тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те

«Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне.»

«Бхагавад-гита», 10.10

Понять это можно, просто присмотревшись к обществу преданных. Мы видим, что многие преданные внешне как будто бы занимаются служением, но если глубокого качества преданности и любви в них нет, это не приведет к духовному долголетию. Не углубив свое понимание и опыт, они будут продолжать «преданное служение» чисто механически. Но когда мы понимаем то, о чем прочитали, и практикуем это между собой, оно остается и в нашем сознании, и в нашем сердце. Кришна, который скрыт в сердце, начинает проявлять Себя и посылает нам сигналы, если, конечно, мы сами вследствие помутнения рассудка не препятствуем этой Его связи с нами.

Мы знаем, что каждый из нас состоит в личных взаимоотношениях с Кришной, Богом, и что у каждого есть личные взаимоотношения с духовным учителем. Однако правильные отношения с гуру можно развить, только имея правильные отношения с садху, преданными Господа. Если у нас все

Введение

хорошо в ежедневном общении с преданными, тогда и отношения с гуру будут подлинными и глубокими. Если у нас нет здоровых взаимоотношений с равными, то и наше отношение к гуру не пойдет дальше «поклонения герою». Это будет лишь еще одним проявлением сентиментализма и даже фанатизма. Людям присуща естественная склонность вкладывать энергию в какое-то поклонение, но большинство людей поклоняются спортсменам, музыкантам, политикам или иным популярным фигурам, окружая их глупейшей лестью и низкопоклонством. Но мы, будучи слугами Господа, не хотим таких сентиментальных отношений с нашим духовным учителем или с равными. Мы стремимся сосредоточиться на качестве и цели взаимоотношений.

Взаимоотношения между гуру и учеником — это самое важное. Нам не обрести ясного понимания любви к Богу, если мы не нашли своего места в определенной авторитетной системе и практике, которые даны Самим Богом. Если

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2