Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 103 ------

Размышления о сакральных истинах - Ишопанишад - Страница 103

я привлеку внимание Прахлады. Он скажет: «Этого человека не отличает хорошее происхождение, он крайне груб и не развил привязанности к процессу преданного служения. К преданным он относится очень оскорбительно, завидует садху и не способен наслаждаться бхаджаном и киртаном. Он лишен привязанности к Святому имени, исполнен сомнений и похоти, но уверен, что может обрести милость Господа. О Господь! Смилуйся над этой жалкой душой, ибо, лишенной Твоей беспричинной милости, ей просто не на что надеяться».

Мой дорогой Шьяма, без помощи Твоих слуг, без заботливого взгляда Твоих преданных, невозможно обрести Твое общество.

Не существует ничего, что могло бы наделить меня необходимыми качествами, дающими право на общение с Тобой. Поэтому я готов сделать все, что необходимо, хотя я и не способен сделать что-либо ценное. Я настолько жалок, что лишь благодаря заступничеству столь великих личностей все мои грехи могут быть прощены. Сам по себе я ни на что не годен. Все, что я могу позволить себе — возносить молитвы для привлечения внимания Твоих чистых слуг, чтобы они, в свою очередь, заступились за меня.

Я — нищий, который не имеет никаких прав на Твое общество, но не может и дня прожить вдали от Тебя». (конец молитвы)

Двухчастная реальность

Все высшие аспекты преданности кажутся поначалу парадоксальными. Например, развитые преданные чувствуют, что не могут прожить ни мгновения без даршана Кришны, и в то же время считают себя совершенно недостойными такого благословения. Многие аспекты природы Кришны также могут показаться вначале противоречивыми. В «Шри Брахма-самхите» Господь Брахма называет Кришну ади-пурушей, Верховным Наслаждающимся. Но он также и йогешвара, Владыка всех мистических сил. Кришна нава-йаувана, вечно юный, и Он же пурана-пуруша, старейший. В Своем аспекте Бхагавана Он — величайшая личность, а как Параматма Он умещается внутри атома. Хотя Кришна никогда не бывает озабочен Своим творением, ни одна травинка в нем не шелохнется без Его позволения. Кришна — величайший любящий и величайший воитель!

Однако все эти разнообразные черты Господа не так противоречивы, как может показаться вначале. Просто все они есть части summum bonum, Бога как Абсолютной Истины. В царстве высшей духовности примиряется все, кажущееся несовместимым. Только нашему близорукому взгляду противоречие представляется таковым. Когда же духовный учитель исправит нам зрение, кажущиеся противоречия сходятся, давая более широкое понимание целого. Наши попытки достичь Кришны сопровождаются двумя, на первый взгляд, парадоксальными усилиями. С одной стороны, нам нужно быть очень смиренными, чтобы Кришна пролил на нас Свою милость, а с другой стороны, мы должны быть в высшей степени дерзновенными. Такое понимание духовности может с человеческой точки зрения показаться противоречивым. Как можно быть одновременно смиренным и бесстрашным? Отсюда и внешне невозможное утверждение аша-бандхи Рупой Госвами. Томящаяся в заключении душа, несмотря на сковывающие ее многочисленные цепи, убеждена, что рано или поздно она будет освобождена.

Нужно ли недооценивать себя?

Поскольку нет такого препятствия, устранить которое было бы не по силам Богу, считать себя слабым почти греховно. Как мы можем считать себя слабыми, когда наш высший отец, друг, сын или возлюбленный управляет всем? Кришна сказал, что все находится под Его защитой. Считая себя слабыми, мы действуем нерешительно, достигаем незначительных результатов, и, в конце концов, Майя-деви побеждает нас. Всегда помните, что Кришна, шастры и садху постоянно манят нас вперед. Если мы не слышим их зова, Кришна передает нас Майе-деви. Кришна зовет нас лично, но если мы игнорируем Его, Майе приходится «помогать», задавая нам взбучку с помощью материальной энергии. Выбор за нами: вернемся мы красиво и прилично, или побуждаемые бесчисленными тычками, ранами и побоями, причиняемыми нам жизнь за жизнью? Проведя тысячелетия в этих условиях, живое существо может немного поумнеть и начать вопрошать, почему оно так страдает. Большинство из нас обратились к сознанию Кришны, подумав про себя: «Я так больше не могу. Должен быть какой-то выход, и я его найду».

Великие преданные постоянно стараются помочь нам понять, что единственное, что нам надо сделать, — это просто захотеть откликнуться на зов Кришны. Нам вовсе не нужно подвергаться побоям Майи. Мы не должны позволять чему-либо отвлекать нас от сладостного зова Кришны, наполняющего все Творение. Неверно используя свою свободную волю, мы отвлекаемся от собственных истинных интересов. Поэтому мы должны искренне и горячо молить: «Господи, пожалуйста, не дай мне действовать на основании собственных желаний». Кришна ответит нам в соответствии со степенью нашей искренности. Мы можем умолять Кришну: «Ты хочешь моего возвращения больше, чем я сам этого хочу. Я сам — злейший враг себя самого. Я всегда чего-то жажду! Я не могу даже осознать всех своих желаний. Поэтому, предаваясь Тебе, я верю, что Ты устранишь даже те препятствия, о которых я не знаю».

«Господи, я живу в Кали-югу, и все, что только может случиться дурного, случится. У Майи больше уловок, чем я могу себе представить. Пожалуйста, управляй моей свободной волей, чтобы я мог испытать свое естественное, блаженное состояние снова». Никогда нельзя поддаваться иллюзии, что мы способны властвовать над материальной природой. Ни одно живое существо, ни само по себе, ни вместе с другими, не способно победить