Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 15 ------

Забота о преданных - Страница 15

жена,

а вот — мой ребенок... Но что конкретно представляет собой эта личность? Когда преданное служение совершается совместно мужем и женой — вот это совершенная духовная практика. Потому что в этом случае муж — не просто муж, он преданный, личность. И жена — не просто жена, она — личность, преданный. Это и называется «смотреть в одном направлении».

Преданный — это личность, которая стремится к реальности, а не религиозной иллюзии. Религия, между прочим, занимает первое место по той силе ощущения психологического комфорта, которую она способна обеспечить, по степени испытываемого иллюзорного облегчения. Она действует сильнее, чем наркотик. Поэтому нельзя называть преданным того, кто просто принадлежит к определенному религиозному сообществу — будь то христиане или вайшнавы. Преданным нужно считать только того, в ком жив поиск Абсолютной Истины, желание служить этой истине, его творчество. Поэтому когда мне говорят, что «преданный» развелся или что у «преданного» проблемы с моралью, я хочу спросить: как такое вообще возможно? Причина подобных явлений заключается в определенной иллюзии: «Я — преданный, мне всё можно. Преданные никому ничего не должны — ни полубогам, ни близким. Харе Кришна повторяем, и всё...» Но это философия Кали — философия отчуждения. На самом деле быть преданным — значит быть преданным семье, которую доверил нам Кришна. Если мы оставляем свою семью по собственной прихоти, то мы никакие не преданные.

Мы пытаемся стать преданными, и это значит, что мы становимся очень внимательными, мы изучаем природу своих желаний. Когда мы начинаем повторять Харе Кришна, мы излечиваемся от контузии гуной невежества. А что это значит? Это значит, что в нас пробуждаются сильные желания, страсти. Джива пробуждается к жизни, ее чувства оживают. Так перед нами встает выбор: использовать энергию, которую дает йога для чувственного наслаждения (здесь или на райских планетах), или вовлечь пробудившиеся чувства в практику рагануга-бхакти? Высшая бхакти-йога осуществляется ведь чувствами, а не сознанием. Сознательно осуществляется только вайдхи-садхана-бхакти.

Некоторые преданные думают, что вайдхи-садхана-бхакти происходит благодаря подчинению старшему, его указанию. Но это еще не духовная практика, это саттвическая организация жизни. Человек находится в обществе, и это значит, что он добровольно подчиняется его законам. Без этого он не человек еще, но двуногое животное. Итак, религиозная принадлежность, это саттва-гуна. Но где тогда духовная практика? Она начинается в тот момент, когда мы начинаем действовать потому, что благодаря наставлению вайшнавов и общению с ними нам открывается что-то важное, чему мы готовы себя посвятить. Это вдохновляет, сподвигает нас. Мы можем этого не делать, нас за это не накажут и не отлучат от «церкви», но мы не можем этого не делать. Почему?

Потому что включилось наше сознание, творческая энергия.

Таким образом, вайдхи — садхана качественно отличается от религиозной обрядовости. Хотя внешне их не отличишь. Садхака — это мадхьяма-адхикари, а религиозный челоек — каништха-адхикари. Разница между ними только в умонастроении. Каништха-адхикари отождествляет Бога со своей традицией. Проповедь для него — это приобщение человека к своей традиции, а не обращение к его сознанию. Если сознание преданного спит, то как оно может обратиться к сознанию другого? Вопрос риторический. Поэтому проповедь каништха-адхикари всегда сопряжена с конфликтами в обществе, в котором всегда есть устоявшиеся традиционные религиозные формы.

Когда Кришна посылает преданному всякого рода испытания и трудности, нам не сложно помнить о Нем, но когда наши чувства оживают и появляется перспектива чувственного счастья — вот это настоящее испытание. Почему? Потому что выясняется, что на самом деле мы ХОТИМ наслаждаться. Пока у преданного дурная карма и наслаждения ему не светят, он может думать, что отречен. Но когда появляется перспектива сварги... Кришна просто хочет откупиться от нас. Он даже не сомневается, что мы выберем наслаждение. Что делать преданному в этой ситуации? Отказываться? Но он ведь этого хочет, и Кришна это знает. Нет, преданный не таков. Он не отказывается ни от наслаждений, ни от страданий,

которые ему уготованы природой. И не стремится к ним. Он просто держится за лотосы стоп Господа и вайшнавов, благодаря чему наваждение его кармы постепенно рассеивается.

Мы даже не подозреваем, какие сильные желания гнездятся глубоко в нашем подсознании. Становясь на путь бхакти-йоги, мы должны понимать, что все эти желания проснутся, наберут силу, и это хорошо, потому что только с помощью сильных чувств можно служить Кришне: хришикена хришикеша севанам. Но для этого мы должны быть готовы одухотворять свои чувства и желания своей неотступной преданностью Хришикеше, хозяину чувств. До тех пор, пока мы не научимся проходить через трудности и одухотворять свои желания, мы не сможем преодолеть иллюзию. Реальность Вайкунтхи — это не отсутствие трудностей и желаний, это присутствие преданности. Мы часто путаем вайкунтха-расу и сваргия-расу, райское существование. Но даже рай является кунтхой, местом тревог, потому что, наслаждаясь, джива не может не понимать в сердце своем, что ей придется за это платить. И чем глубже возникнет привязанность к состоянию наслаждения, тем более затяжным и болезненным будет последующее страдание. Разумеется, на Вайкунтхе отсутствуют материальные страдания, но не потому, что там у дживы хорошая карма, а потому, что она не стремится удовлетворять

Навигация:

Страница 17
Страница 16
-- Страница 15 --
Страница 14
Страница 13