Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Забота о преданных - Страница 18

порогом зависти.

Почему это важно знать вайшнаву? Потому что движение санкиртаны — это осмысленная тантрическая практика, способная привлечь всех. Одухотворить разум людей. Через разум достигается связь с духовным миром. Состояние же разума формируется обществом. В обществе, где царит дух отчуждения, когда люди реально не общаются друг с другом, формируется особый тип разума: в нем присутствуют идеи, но отсутствуют тонкие интуитивные связи, при помощи которых мы могли бы правильно понимать шастры. Мы читаем шастры, но не воспринимаем их этику. Мы воспринимаем какие-то идеи, но этика остается для нас непостижимой.

Чтобы развить разум, недостаточно просто пить по вечерам молоко. Мы все хотим знания, но осознаём ли, о чем это знание? Между тем, это знание об отношениях! Мы должны реально понимать, что именно мы переживаем, что действует на наше сердце. Нужно изучать чувства, это великое знание. Всё, что глубоко воздействует на наши чувства — самскары — меняет наш разум. Негативные чувства вызывают желание убежать, уйти, избежать того, что представляется неблагоприятным, — такова концепция материального разума, который всегда стремится найти легкий путь, избежать трудностей. Человек, находящийся в положении господина, столкнувшись с чем-то, что его материальный раз-

ум трактует как неблагоприятное, пытается уйти от этого. У него не возникает желания разобраться с тем, что, на его взгляд, представляет угрозу его спокойствию, его комфорту, привычному ходу жизни. Он автоматически становится в позицию отчуждения.

Очень важно понять, что нас путает и заставляет отчуждаться абстрактная проблема, абстрактное представление о чем-то или о ком-то. Например, мы думаем о ком-то плохо. Но это же клише, абстрактное понятие. Приглядитесь к человеку, вникните, пообщайтесь с ним непредвзято, и вы найдете много конкретных, очень интересных для себя вещей. И с этого момента человек перестает быть плохим. Он становится учителем, который обучает нас чему-то очень важному. Люди, находящиеся рядом с нами, неслучайны, и если мы отвергаем их общение, мы становимся на путь кармы, ввергаемся в иллюзию.

Функция разума сама по себе не обладает необходимой энергией, чтобы дать нам возможность постичь себя. Тем более постигнуть Бога. Разум пассивен, он реагирует с точки зрения того, что нам кажется правильным либо неправильным. И когда в разум делается религиозная «инъекция», создающая в нем какие-то идеалы, то наша фильтрация мира многократно усиливается. Благодаря энергии фильтрации, которая есть в нашем разуме, мы начинаем думать: «Вот эти люди, мои близкие — грязные, потому что они едят мясо. А эти люди — чистые, они мясо не едят. Эти — мои друзья, а те — враги».

Но в чем состоит функция сознания? Чем оно отличается от разума? Разница в том, что разум всё обобщает, он мыслит идеями, он всё объединяет в какую-то группу. Вот мы, к примеру, преданные — это группа, здесь нет никакой конкретики. Конкретика — это личность, а обобщение — это группа. Такова установка разума. Сознание же способно к различению, оно проявляет конкретику, смысл.

Мы должны научиться различать, видеть всё конкретно, потому что абстракция — это и есть сфера иллюзии. Если мы испытываем какое-то чувство, например эйфорию, то это — абстракция. Испытывая чувство эйфории, человек перестает ощущать землю под ногами. Но Кришна говорит, что знающий человек не слишком радуется, когда с ним случается что-то хорошее, и не слишком огорчается, когда с ним случается что-то плохое. То есть знающий человек конкретизирует: «Я испытываю эйфорию, а чему я радуюсь? Что содержится в этой радости, какая реальность? » Когда мы начинаем различать, то радость при этом остается, но иллюзия и привязанность уходят, потому что если привязанность остается, то вслед за радостью придет боль и пустота. Испытывая негативные чувства, знающий человек их точно так же конкретизирует. И в этом случае получается, что никакой проблемы нет. Есть какая-то трудность, урок, постигая который, он в конечном итоге тоже испытывает радость. Преданный испытывает ананду, и это состояние счастья находится

внутри радости и печали чувств, отличаясь от них качественно.

Нужно развивать в себе эту функцию сознания — способность различать. То, что мы глубоко и эмоционально осознали, усвоили как урок, входит в наш разум в качестве интуитивной установки, и в следующий раз мы уже спонтанно реагируем правильно. В отчужденном состоянии человек ничего не замечает. Должно случиться что-то из ряда вон выходящее, необычное, чтобы он отреагировал. Вот почему сейчас так много всяких красочных шоу — человек, словно зомби, имеет притупленное восприятие. Соприкасаясь с иллюзией, разум грубеет, ему нужны всё новые и новые допинги, чтобы оживлять себя. Наша же задача состоит в том, чтобы стать внимательными, сознающими.

Настоящий ученик радуется, когда приходят трудности

Это мы уже обсуждали, заходим на второй круг, для ясности. Мы должны пройти через трудности, чтобы обрести способность видеть все правильным образом. Мы не можем избежать трудностей. Стремление их избежать и просто наслаждаться — это не духовная концепция, это сваргия-раса: «Просто совершайте хорошие действия, хорошую карму, и через некоторое время у вас всё будет хорошо». Правда, потом опять станет плохо, рай тоже не вечен — это концепция материального счастья. Не секрет, что люди приходят на лекции, потому

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16