Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 24 ------

Забота о преданных - Страница 24

стихе Кришна говорит: «Тем, кто занят бхакти именно таким образом, испытывая прити, я даю духовный разум, с помощью которого они могут прийти ко мне». Это мы уже обсудили: духовный разум имеет коллективную природу. Блаженство прити, питая наш разум, делает его духовным, превращает его в духовную интуицию. Почему мы говорим об интуиции? Потому что в следующем стихе (10.11) Шри Кришна говорит: гъяна-дипена бхасватах, т. е. Он говорит о внутреннем светильнике, или компасе, который ведет преданного на Голоку. Интересно, что в комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада говорит о том, что Кришна ведет преданного Домой изнутри, даже если преданный не прибегает к помощи духовного учителя. С чего бы это? Разве возможно без помощи гуру достичь Бога? Очевидно, что Шрила Прабхупада говорит не просто о преданном, а о том, кто следует настроению предыдущих стихов чатур-шлоки. Секрет тут в том, что сат-санга — это и есть истинный гуру.

Мы обсуждали момент, связанный с дискуссиями вокруг гуру-таттвы. Мое скромное понимание в том, что ачарьи, уполномоченные возглавить движение санкиртаны Чайтаньи Махапрабху, именно по этой

причине не утверждали своего преемника-ачарью, потому что стремились утвердить принципы, данные в этих стихах. Ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура отказались совместно управлять гаудия-матхом, поэтому Шрила Прабхупада принял миссию всемирного ачарьи, чтобы утвердить, наконец, сат-сангу как принцип духовного руководства. Все знают его слова: «Ваша любовь ко мне проявится в том, как вы будете сотрудничать друг с другом». Это не просто сантименты, это сокровенное желание ачарьи-основателя ИСККОН. Когда преданные, посвятившие себя миссии санкиртаны, принимают прибежище в санге других лидеров санкиртаны, то они принимают совершенным образом руководство Шрилы Прабхупады. Наставник, если он не является творцом в миссии и слугой санги других слуг миссии, не имеет необходимых полномочий для того, чтобы быть истинным гуру. Конечно, он может какое-то время вдохновлять подопечных, но не сможет довести их до ништхи и более высоких состояний бхакти.

Ответы на вопросы

Вопрос: Сейчас повсюду наблюдается усиление интереса к психологии и различным прикладным техникам, в то же время интерес к традиционным религиозным практикам снижается. Что нужно сделать, по вашему мнению, для того, чтобы возродить интерес к духовности?

Ответ: Духовность как бхакти всегда востребована для души. Но ее подобие, гьяна, актуальна в том случае, когда есть проблемы с кармой. Сейчас у людей есть ощущение успеха в карме, деятельности для наслаждения чувств. Поэтому интерес к так называемой духовности снижается, и пусть себе. Нас это не касается. Наоборот, это побуждает нас обратиться к чистому бхакти, гьяна кармадй-анавритам. Что такое чистое бхакти? Это чувство, эмоция. А это всегда привлекательно и желанно для джив. Когда преданные искренне воспевают на санкиртане, не испытывая религиозного отчуждения от людей, которое дает гьяна, но испытывая чувство единения в санкиртане, то люди просто не могут сопротивляться привлекательности харинамы. Санкиртана превосходит живое существо, ее вкусу невозможно противостоять, если это действительно санкиртана. Это личное оружие Всевышнего Господа, прогоняющее майю.

В наше время абстрактные философские идеи и ритуалы мало кого привлекают. Всё должно быть практично и ощутимо: пратьякша вагамам дхармьям

су-сукхам картум. Разговоры о духовности хороши тогда, когда люди видят, что это развивает их как личностей и, как следствие, делает более способными к успешной социальной деятельности в сознании Кришны. Если внутреннего роста нет, то человек остается в обществе только благодаря религиозной вере в авторитет. Но дело в том, что в открытом информационном пространстве вера в абстрактный авторитет неумолимо разрушается. Чтобы люди верили в авторитет в такой ситуации, у лидера есть только два пути. Первый — путь преданности, когда лидер занимает нравственно-духовную позицию, являясь другом для своих последователей. Такой авторитет подтверждается из сердца Господом. Второй путь — изолировать своих последователей от внешнего воздействия, подчеркивая исключительность того понимания учения, которое культивируется в данной группе, и создавая негативный образ для иных групп. Думаю, этот вариант комментировать излишне. Чтобы возродить и поддерживать интерес к духовности, общение с людьми должно быть результативным.

Вопрос: Какие вы видите препятствия для строительства вайшнавских поселений, кроме не готовности сугубо духовной?

Ответ: Есть объективные обстоятельства, которые нужно учитывать. Они не должны нас останавливать, но мы не можем ими пренебрегать. Например, мы начали масштабный проект рядом с Томском, и это

вызвало негативную реакцию православной церкви, точнее, одной секты внутри церкви, которая занимается борьбой со всеми иными духовными учениями. Они увидели в нашем проекте серьезную угрозу и мобилизовали все свои ресурсы, связи в правоохранительных структурах. Мы поступили наивно и получили суровый урок. Если вы хотите, чтобы поселение было рядом с городом, то оно должно быть небольшим и находиться внутри уже существующего поселения. Правда, это резко понижает его привлекательность с точки зрения перспектив создания собственной инфраструктуры и экономики.

Стратегия Шрилы Прабхупады построения общества имеет четыре составляющих. Во-первых, в каждом городе должны проводиться просветительские программы по ведической культуре в целом, люди должны получать саттвичесие знания. Это касается всех людей, независимо от вероисповедования. Но те из слушателей данных курсов, которые проявляют интерес к духовной практике вайшнавизма, должны узнавать маха-мантру и основы философии сознания Кришны. Второе направление — группы

Навигация:

Страница 26
Страница 25
-- Страница 24 --
Страница 23
Страница 22