Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 20 ------

Харинама-чинтамани 99 - Страница 20

этих апарадх - дурное общение. Поэтому очень важно научиться отличать хорошее общение от дурного, чтобы избегать апарадх. Я постараюсь до конца фестиваля включить в свои лекции как можно больше описаний апарадх.

Сейчас мы рассмотрим апарадху, которая называется считать полубогов независимыми от Верховного Господа Вишну. С этим оскорблением нет больших проблем в странах за пределами Индии, потому что в большинстве стран, кроме Индии нет никакого представления о полубогах. Деваты - это личности материального мира, имеющие большое могущество. И поскольку их могущество велико, мы можем считать их почти богами. Но их могущество ограничено материальным миром. Если мы будем поклоняться девате, мы можем получить какие-либо материальные преимущества. Но мы не сможем получить преданность. В Индии люди поклоняются многим деватам, которые описаны в писаниях. Очень часто деваты прославляются, и людям рекомендуется поклоняться им. Если мы читаем священные писания, иногда такие описания могут сбивать нас с толку. Поэтому, если мы читаем священные писания, это нужно делать систематически. Мы не должны читать какую-то часть священного писания, мы должны читать все священное писание, и так мы поймем отношение части к целому. В противном случае мы будем приходить к ложным заключениям.

Деваты прославляются в священных писаниях, но мы должны понимать, что такие описания предназначены для определенной категории людей. Такое поклонение предназначено для тех, кто не имеет никакого представления о том, что существует за пределами материального мира и тех, кто имеет веру только в материальный мир. Как минимум, при помощи такого поклонения они могут признать неких личностей, которые лучше или выше, чем они сами. Они научатся хоть кому-то поклоняться. Но в то же время они могут оставаться привязанными к материальным наслаждениям. И поклоняясь деватам, они могут получить замечательные материальные результаты. Их материальные желания удовлетворяются, поскольку они следуют правилам, запрещающим греховную деятельность, и в то же время они заняты поклонением. Такой тип поклонения не выводит человека из материального мира и, конечно же, не приводит к Кришне, но, по крайней мере, он дает людям возможность совершать какие-то аскезы. И это лучше, чем вообще не следовать никаким правилам и стремиться к безграничным наслаждениям чувств. Действуя так, человек запутывается в собственных грехах и падает во все более низкие формы жизни. Таким образом, подобный тип поклонения рекомендован людям, имеющим материальные привязанности для того, чтобы поднять их на более высокий уровень. Однако в писаниях также упоминается, что за пределами этого мира существует другой мир. И в этом мире также существуют определенные личности. Верховая Личность там Вишну или Кришна. И мы должны иметь представление, что духовная личность не имеет ничего общего с материальными личностями, имеющими определенное могущество. В "Нектаре преданности” Рупа Госвами описывает, что у возвышенных джив может быть пятьдесят качеств, у некоторых деват их пятьдесят пять, но у Вишну их шестьдесят. Поэтому есть значительная разница между Вишну и деватами. Если мы не понимаем этого и пытаемся поднять деват на уровень Вишну или опустить Вишну на уровень деват, то это апарадха.

Если у нас есть должное знание самбандха-гьяны, мы не будем совершать это оскорбление. Тем не менее, из-за присутствия материальных желаний у нас есть тенденция посвящать себя другим типам поклонения. Бхакти означает поклоняться Верховному Господу и не поклоняться больше никому. Когда мы начинаем распыляться, мы поклоняемся Вишну или Кришне, но параллельно мы поклоняемся также Гансшу или Дурге, и наше внимание рассеивается. Зачем мы поклоняемся Ганеше или Дурге? Потому что мы думаем, что нуждаемся в материальных благах. Почему бы не поклоняться только Кришне? Он тоже может дать блага. Мы поклоняемся деватам потому, что мы думаем, что у них есть могущество, которого нет у Кришны. Таким образом, мы начинаем думать, что эти личности действуют отдельно от Кришны, что у них есть могущество, которого нет у Кришны. Так мы низводим положение Верховного Господа до положения деватов и совершаем апарадху.

Также апарадхой является, если мы думаем, что Вишну, Его имена или качества отличны друг от друга. Некоторое время назад я упоминал о том, что наше понимание святого имени таково, что оно неотлично от Кришны. В духовном имени нет разницы между именем и его обладателем. Воспевая святое имя Кришны, мы можем приблизиться к Нему как к личности. В материальном мире такого уровня не существует Все имена временны. Они неразрывны с объектом. И если мы думаем, что Вишну - это материальная личность, обладающая именем, которое отличается от этой личности, то это оскорбление. Если мы пойдем еще

38

дальше, то мы можем считать, что я принимаю Вишну, но я не принимаю Его форму, качества и деяния. Все это материальные моменты. Когда мы начинаем так думать, мы становимся имперсоналистами. В конечном итоге мы начинаем думать, что у Вишну нет качеств, нет формы и нет деятельности. Этот материальный Вишну принимает форму, действия и качества только в материальном мире. Эти идеи объясняет Шанкарачарья. Шанкарачарья объясняет, что так или иначе безличный Брахман проникает в материальный мир, принимает определенную форму и качества и становится Вишну и совершает действия в саттва-гуне. Но

Навигация:

Страница 22
Страница 21
-- Страница 20 --
Страница 19
Страница 18