Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 154 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 154

вытащить их всех на берег, после чего те крокодилы неожиданно обратились в небесных красавиц, апсар. Оказалось, что таким образом доблестный Пандав освободил пятерых апсар от заслуженного ими некогда тяжкого проклятия.

Примечание: У этого события есть следующая предыстория. На небесах у бога Куверы имелось пять прекрасных куртизанок, апсар. Однажды в поле зрения тех красоток попал некий брахман-ыуррер, вершивший суровое подвижничество. Задумав посмеяться над ним и совратить оного с духовного пути, апсары принялись демонстрировать перед брахманом изящество своих очаровательных женских форм. Тем не менее, мудрец не поддался и не привлекся плотскими соблазнами. Рассердившись, он проклял апсар принять в наказание за эту выходку низменные тела крокодилов на сто долгих лет. Тогда огорченные девушки принялись просить у святого подвижника прощения, кляня собственное легкомыслие. И поэтому брахман несколько смягчил проклятие, объявив апса-рам «Если некий могучий муж вытащит всех вас пятерых (крокодилов) на берег из воды, в тот же момент вы немедленно освободитесь от бремени моего заклятия». Итак, в должный срок это пророчество исполнилось, причем с участием доблестного героя Арджуны.

Дрджуна под водо(У санньяси посещает Двараку и с помощью Кришны похищает Суб^адру

165 Далее Арджуна прибыл в Прабхаса-кшетру, и там он услышал новость о том, что Баларама пообещал выдать свою сестру Субхадру замуж за Дурьйодхану.

Арджуна и сам мечтал обрести прелестную Субхадру в жены, поэтому он решил, во что бы то ни стало, попытаться изменить роковой ход событий. Для этого Арджуна переоделся в одежды отшельника санньяси и прибыл в окрестности Двараки.

Примечание: В «Шримад-бхагаватам» (Песнь 10, глава 86) история похищения Арджуной Субхадры описана несколько иначе. Но, очевидно, что нижеследующая версия рассказа извлечена Мадхвачарьей из какого-то другого авторитетного источника. Более того, она содержит некоторые интересные описания внутренней жизни Двараки.

Кришна радушно встречает Арджуну, переодетого в отшельника

166-168 В то время Господь Кришна, возлежавший на ложе в покоях Своей супруги Сатьябхамы, вдруг без видимого повода разразился громким смехом. Извечная богиня, Сатьябхама, конечно же, и сама ведала обо всем наперед, но, развлечения ради, она принялась расспрашивать Кришну о загадочной причине Его смеха. Тогда Господь рассказал супруге о некоем курьезном событии — прибытии Арджуны, грозы недругов, в странном облике смиренного отшельника. Далее Кришна и Сатьябхама отправились к горе Райвате для праздничных игр и, чтобы попутно поприветствовать Арджуну.

Райвата являлась излюбленным местом игр для отпрысков царских династий Вришни, Бходжи и Андхаки. Именно там в укромном месте Господь встретил Арджуну и пообещал устроить его женитьбу с Субхадрой. Далее же Шри Кришна вновь присоединился к компании Своих родственников.

169-170 Между тем и Шри Баларама заметил у горы Арджуну, облаченного в одежды мудреца-отшельника. Он воодушевленно предложил Арджуне почтение, исполнив традиционный обряд поклонения святому, садху. Однако Арджуна в ответ склонился перед Баларамой, чтя его духовное превосходство и обилие возвышенных качеств.

Баларама высоко оценил духовную прозорливость Арджуны, блиставшего эрудицией и преуспевшего в ведении бесед о сакральном смысле Вед. Как раз в то время приближался сезон муссонных дождей, на период которого странствующие мудрецы искали прибежища у каких-либо домохозяев. И гостеприимный Баларама не замедлил сказать Кришне, что прибывшему мудрецу следует оказать должное уважение и обеспечить его простым жилищем. Он предложил поселить Арджуну в пустовавшей комнате, прилегавшей к покоям принцессы Субхадры.

17М72 Однако Кришна оспорил сие суждение брата, парировав. «Этот санньяси очень молод, пригож собой, исполнен силы и к тому же, похоже, большой говорун. Такого святого рискованно селить вблизи девичьих покоев!»

На что Баларама отвечал Господу: «Ну что Вы, как можно сомневаться в характере мудреца, обретшего духовную зрелость через непрестанное искание Истины?!»

Тогда Кришна сказал: «О брат! Я все-таки сомневаюсь в верности Твоего решения, но всячески почитая мнение старшего, все мы, Яда вы, постараемся исполнить его».

Далее Господь наставил сестру: «С искренним старанием прислуживай этому святому мудрецу, ибо именно такое служение ведет к исполнению сокровенных чаяний сердца!» — и Субхадра тут же охотно приступила к порученным ей обязанностям.

173-175 Итак, в то время пока четыре дождливых месяца проходили своей чередой, Арджуна гостил в Двараке, непрестанно ведя благие беседы, как и полагалось святому отшельнику. Он помнил о заветном для его сердца обещании Господа и терпеливо ожидал его исполнения. Ведь не иначе, как отзываясь на пылкую просьбу Арджуны, Господь Васудева заверил его: субхадрам те пра-даданйти сатйам — «Истину глаголю, Я отдам Субхадру только тебе!»

Однако об этом тайном обете Господа знали только Его родители — Деваки с Васудевой, а также двое именитых Яда-вов — Випритху и Сатьяки. Ведь Сатьяки приходился учеником и Кришне, и Арджуне, сыну Индры. Он изучал у них военные науки и священные писания, поэтому Кришна доверительно поведал ему данный секрет. Випритху тоже был близким учеником Господа.

176-17* Что же касается всех остальных Ядавов, таких как Уддхава, Ахука, Критаварма и прочих, хотя они прекрасно знали о великой благосклонности Господа Кришны к Пандавам, но, повинуясь указу Баларамы, настроились против предначертанного высшей волей замужества Субхадры с Арджуной. И поэтому, для того чтобы доставить удовольствие Господу Балараме, лидеры Ядавов выразили желание выдать их принцессу замуж за сомнительного героя, Дурьйодхану.

Такие настроения, идущие вразрез с волей Господа, возникли