Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 19

в результате «непорочного зачатия».

Фундаментальный текст «Махабхараты» повествует о том, как Парашара произвел зачатие в лоне Сатьявати на острове посреди реки, где она остановила лодку во время переправы. Парашара добился согласия девушки, ссылаясь на то, что возник необычайно благоприятный момент для зачатия ребенка с точки зрения астрологии. При этом он пообещал Сатьявати, что ее невинность после рождения божественного сына сохранится в целостности. Кроме того, существует история, повествующая, что посредством своего мистического могущества Парашара создал над рекой завесу из тумана, дабы Сатьявати не боялась оказаться на виду у посторонних свидетелей.

Как мы видим, Мадхвачарья опустил в своем рассказе многие подробности подобного рода. В предыдущих стихах он представил важное доказательство того, что явление Господа Вьясадевы произошло отнюдь не случайно, но было предопределено и предвосхищено рядом чудесных событий. Таким образом, Мадхва фактически указал, что явление Господа следует рассматривать, прежде всего, как божественное чудо, ибо оно никоим образом не сопоставимо с зачатием обычного ребенка, которое чаще всего расценивается как порочное, вследствие сопутствующих ему факторов осквернения.

Единый Верховный Господь свободен от каких-либо недостатков, Он вечно исполнен знания и блаженства, однако, дабы ввергнуть в иллюзию невежд, Он создал видимость, словно родился вследствие единения мужчины с женщиной.

Конечно же, нет! — Он не подвластен рождению и смерти, Он всегда полон высшего могущества и прочих несравненных достояний!

бб

49 У Господа вечное тело, в котором Он приходит в этот мир по собственной воле. К примеру, однажды Он явился прямо из каменной колонны в облике полульва-получеловека Нрисимхи. Ему не требуется для рождения матери, и Он не выходит из чрева подобно человеческому младенцу, покрытому нечистотами. Однако Господь создает видимость, словно Он рождается как все мы лишь для того, чтобы обмануть невежественных глупцов.

50 Хотя для рождения Господа не требуется полового акта между женщиной и мужчиной, все же полный всех божественных достояний Господь Хари появился от родителей. Конечно же, этим Он поверг малоразумных людей в сущее замешательство! Греховный человек, несомненно, склонен думать: «О, нет ничего особенного в Боге, если Он рождается в крови и нечистотах, как и все смертные».

Примечание: В следующих пяти прекрасных стихах Шри Мадхва описывает божественный облик Господа Вьясы, используя глагольные формы настоящего времени. Данные могущественные шлоки помогут читателю создать в уме картину, предназначенную для глубокой медитации на Шри Вьясадеву.

51 двйпе бхагинйах са йам.асйа вшивакрт

пракашате джнана-марйчи-мардалах прабхасайан анда-бахис татхантах сахасра-лакшамита-сурйа-дйдхитих

И вот на острове священной реки Ямуны (небесной сестры хранителя религии Ямараджи) появился изначальный Творец вселенной. Он весь лучится животворящим божественным знанием. Сияние Его наполняет светом не только замкнутое пространство вселенской сферы брахманды, но и озаряет всё, что есть вовне. Он светел, словно сто миллионов солнечных светил!

Примечание: Здесь и в других подобных текстах светозарность Господа превозносится в ярких эпитетах, подчеркивающих безграничность Бога. Однако следует отметить, что увидеть Его бесподобное сияние

оказались способны лишь те, кто обладал подлинным духовным зрением. В противном случае, для обычных людей Вьясадева казался не более сияющим, чем все прочие мудрецы и подвижники.

52 аганйа-дивйору-гунарнавах прабхух

самаста-видййдхипатир джагад-гурух ананта-шактирджагад-йшварешварах самаста-дошативидура-виграхах

Господь — океан неисчислимых божественных достоинств, Он властелин и хозяин всех совершенных наук, Он учитель целого мира! Его энергии несметны, Он властвует над другими властителями вселенной. Его трансцендентное тело отстоит в недосягаемой дали от присутствия каких-либо несовершенств.

53 шубха-мараката-варно ракта-падабджа-нетра-

адхара-кара-накха-расанйграш чакра-шанкйбджа-рекхах рави-кара-вара-гаурам чарма чаинам васанас татид-амала-джатй-сандйпта-чудам дадханах

Облик Господа радует взгляд и сердце, Его блистательное темно-синее тело походит на благородный изумруд-аквамарин.

У Вьясадевы красноватые стопы-лотосы и такого же цвета уголки Его глаз, уста, кончик языка, ладони и ногти. На Его ладонях и ступнях видны благоприятные знаки диска, раковины и лотоса. На Нем красуется одеяние из шкуры священного оленя, переливающееся золотом, словно лучезарное солнце. Волосы Вьясы собраны в косу аскета, уложенную кольцами на Его голове и блистающую, как пик горной вершины.

Я вистйрна-вакшах камалййатйкшо

брхад-бхуджах камбу-самана-кантхах самаста-ведан мукхатах самудгиран ананта-чандрадхика-кйнти-сан-мукхах

Грудь Господа широка. Его глаза прекрасны, как удлиненные лепестки цветущего лотоса. У Него большие и красивые, могучие руки. Его шея похожа на изящную морскую раковину,

*-------------------_ ш ш. I , -ш — ------------------а

отмеченную тремя поперечными линиями. Его светлый лик исто- : чает божественную амброзию, которую нельзя сравнить даже со светом бесчисленных лунных светил. Звуки священных гимнов Вед непрестанно льются из всеблагих уст Вьясадевы.

55 прабодха-мудрабхайа-дор-двайанвито

йаджнопавйтаджина-мекхалолласан дршймахйджнана-бхуджанга-даштам

удджйваййно джагад атйарочата ]

Ладонью правой руки Господь Вьяса показывает гьяна- мудру — знак носителя совершенного знания, а раскрытой ладо- ; нью левой руки являет благословляющий знак — абхая-мудру, ниспосылая бесстрашие тем искренним душам, которые обратили свои исполненные преданности взоры на Него. Грудь Господа обвита священным брахманическим шнуром, а Его талия обвязана сверкающим ритуальным поясом из оленьей шкуры. Под источающим живительную амброзию взглядом Господа весь мир необычайно возликовал и быстро оправился от укуса великого змия невежества. !

Примечание: Знак гьяна-мудра формируется раскрытой правой ладонью, поднятой до уровня груди, с замкнутыми кончиками большого и указательного пальцев. Другое популярное название этого священ- I ного знака — чин-мудра. I

56 Чтобы явить всему миру пример следования укладу рели- ! гии, дхармы, Господь, совершенно не медля, принял посвящение | в дваждырождённые брахманы от своего отца Парашары. Ибо так заведено в семьях брахманов — в ходе ритуала духовного

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17