Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 20 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 20

посвящения отец открывает сыну путь к познанию Вед. Однако, ; в данном случае все произошло именно наоборот, в процессе I сакральной церемонии Вьясадева Сам ниспослал Парашаре осо- I бое сокровенное знание о Боге, т. е. Себе Самом. К тому же Вьяса ; пообещал каждому из родителей, что явится пред ними воочию всякий раз, когда бы они ни воззвали к Нему в своих мыслях.

Примечание: Вадираджа Тиртха утверждает, что для матери бывает особенно нелегко переносить разлуку с любимым сыном, поэтому Вьяса благословил матушку Сатьявати, что она сможет видеть Его духовным зрением в любое время, когда ни пожелает.

Проповедь Вьясадевы

57 Вьясадева явился на острове посреди реки Ямуны, поэтому имя Его — «Двайпаяна Вьяса». Вскоре после рождения Он отправился на вершину вселенской горы Меру, где расположены обители глав всех небожителей. Там Его окружили исполненные преданности полубоги, ведомые четырехглавым Брахмой. Тогда Шри Вьяса заново передал богам и небесным мудрецам все вечные гимны Вед, точно так же, как Он сделал это ранее, во время первого цикла творения, когда миром правил Сваямбхува Ману. 58-59 Затем Вьяса составил многие иные писания, шастры, причем самую суть духовных наук Он изложил в афоризмах «Брахма-сутры» («Веданта-сутры»). Брахма, Шива, другие выдающиеся боги и мудрецы услышали тексты всех этих писаний прямо из уст Господа Вьясадевы.

Далее, чтобы объяснить смысл всех писаний в виде легких для восприятия рассказов, Вьяса сложил исторический эпос «Махабхарату», который по общей содержательности превосходит даже Веды. Брахма, Шива и прочие боги стали первыми слушателями «Махабхараты».

Примечание: Эпос «Махабхарата» сам по себе считается пятой Ведой, причем лучшей среди всех остальных разделов Вед. В данном отношении Вадираджа Тиртха задается следующим вопросом: «Какие важные истины можно понять, изучая истории „Махабхараты"?» И сам же исчерпывающе отвечает на него.

Во-первых: В ней содержится множество рассказов, провозглашающих Шри Кришну Верховным Господом. Одна из подобных историй — описание жертвоприношения Раджасуя императора Юдхишт-хиры, на котором наивысшие почести были предложены именно Господу Кришне.

Во-вторых: В рассказах «Махабхараты» доподлинно раскрыта особая слава бога дыхания — Мукхья-праны, воплотившегося на Земле в облике Бхимы. Он — лучший из слуг Господа, несравненно могучая личность, о чем недвусмысленно свидетельствуют многие тексты «Махабхараты». Бхима с детства превосходил всех остальных ] героев в силе. Он не пострадал ни от отравленной пищи, ни от уку- | сов ядовитых змей, ни от прочих козней своих недругов. Яркий пример, свидетельствующий о его великой силе таков: когда Пандавы ; спасались из ловушки смерти — охваченного пламенем дворца из шеллака в Варанавате, Бхима в одиночку перенес через лес своих четырех братьев и матушку Кунти, спавших на его плечах целую ночь напролет. Кроме того, именно Бхима убил Джарасандху и других чрезвычайно | могучих демонов, одолеть которых не мог никто иной. I

I

---------------------------------------------------------- |

60-Ы Слушание духовных наук из уст Вьясадевы оказалось действенным лекарством. Подобный вредоносному вирусу, Кали, поселившийся ранее в умах Гириши (Шивы) и прочих полубогов, быстро встретил свою смерть. Голова его была отсечена острыми стрелами премудрых слов Господа Вьясы. Таким образом, небо- жители исцелились от яда Кали и вдоволь насытились нектаром трансцендентного знания.

Тем не менее, порочный Кали всё ещё сохранял большое влияние в мирах людей и демонов. Он полностью затмил разум человеческих существ ложным знанием, митхья-гьяной. Поэтому Господь Хари (Вьяса) решил освободить от осквернения Кали наиболее достойных людей — праведников, обладателей божественных черт характера.

62-63 Господь увидел, что под воздействием всесокрушающего времени люди сильно деградировали. Продолжительность их жизни заметно сократилась, разум ослаб, а деяния стали мелочными и лишенными всякого смысла. Учитывая такую прискорбную ситуацию, Кришна-Вьяса разделил единую доселе Веду : на четыре части, дабы упростить изучение ее священных гимнов. Кроме того, Он составил «Бхагавата-пурану» — венец всего духовного знания.

Далее Он отправился странствовать по всему миру. Где бы Вьясадева ни встречал достойных личностей, Он освобождал их от невежества речами Своей проникновенной проповеди. И вот однажды Он увидел переползавшего через дорогу жалкого червяка. 64-65 Вьяса узнал в том черве Своего преданного слугу, который в силу грехов, совершенных в прошлой жизни, опустился до столь низкого рождения. Так уж случилось, что этот преданный в прошлом рождении являлся похотливым шудрой, за что и получил такое наказание — рождение в теле червя.

Господь молвил ему: «Откажись от низменного тела червя, и сейчас же стань царём по Моей милости!»

Но сколь же велико невежество, порожденное отождествлением духа с материей! Лишенное разума живое существо в теле червя отказалось от великодушного предложения Господа. Тем не менее, сострадательный Вьяса игнорировал его отказ, и тут же превратил сего червяка в великодержавного царя. Более того, все прочие цари признали его своим властелином и почтительно преподнесли ему дань.

Примечание: Эта история описана в разделе «Анушасана-парва» (главы 179—181) «Махабхараты». Там она изложена со следующими подробностями. Однажды Господь Вьяса увидел червя, спешно переползавшего дорогу, по которой время от времени проезжали воловьи повозки.

Вьяса спросил у него: «О червь! Я вижу, ты напуган и очень спешишь. Скажи же, что тебя столь сильно беспокоит?»

Червяк ответил: «Я слышу страшный грохот приближающейся воловьей повозки. Боюсь, как бы она не стала

Навигация:

Страница 22
Страница 21
-- Страница 20 --
Страница 19
Страница 18