Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Взращивая росток
------ Страница 60 ------

Взращивая росток - Страница 60

в Двараке, Уддхава был постоянным спутником Господа, общаясь с Ним, советуясь с Ним и неустанно служа Ему. Уддхава был приближенным спутником Кришны и достаточно компетентен для того, чтобы служить Его посланником, когда Кришне понадобилось отправить послание во Вриндаван. Уддхава прожил во Вриндаване несколько месяцев, напоминая его жителям о Кришне и Его играх. Поэтому Шукадева Госвами также назвал Уддхаву хари-дасом. Существует множество других хари-дасов, таких, например, как Нарада.

И все же холм Говардхана называется хари-даса-варйо, лучший из слуг Господа. Почему его считают лучшим? Рама-кришна-чарана-спараша-прамодах. Прамодах означает «сияющий, необычайно радостный». Когда слуга занят в служении господину, слуга испытывает радость. Благодаря этому служению радость испытывает сам господин. Когда слуга видит, что радуется его господин, он испытывает еще больше радости. Они оба должны чувствовать радость. А когда господин видит, что радуется его слуга, его собственная радость усиливается. Поэтому существует непрекращающееся соревнование между господином и слугой, при котором каждый пытается даровать еще больше наслаждения другому. Даровав наслаждение другому, человек испытывает наслаждение сам.

Если же слуга не чувствует радости, а вместо этого жалуется: «Я служил своему господину, а у меня не остается времени принять прасадам. Я страдаю от голода. Более того мне не хватает времени на отдых. Я так устаю». Тогда его нельзя считать наилучшим слугой своего господина. Наилучший слуга будет радоваться в любой ситуации, как холм Говардхана.

У некоторых возникает вопрос: «Как может вся Враджа (Вриндавана) поместиться под холмом Говардхана, если сам холм является лишь ее частью?» Ачарьи, предшествующие духовные учителя, ответили на этот вопрос, отметив,что холм Говардхана испытывал столь сильные экстатические переживания оттого, что его поднял Господь, что увеличился в размере. Так в чем же заключалось его служение? Он должен был защитить жителей Вриндавана от пронизывающих ветров, проливных дождей и града, а также от молний Индры. Но он никогда не печалился: «Я оказался под ударом града, дождя, молний и пронизывающих ветров». Нет. Он был переполнен радостью, потому что к нему прикоснулась рука Кришны, потому что он был занят служением Кришне и преданным Кришны. В любой ситуации он испытывал радость от занятия преданным служением Кришне и преданным, особенно когда к нему прикоснулись лотосные стопы Баларамы и Кришны или Радхи и Кришны (рама-кришна-чаран-спарша).

Холм Говардхана также является лучшим слугой Господа Хари потому что он задействовал все свое тело в служении Господу Хари и Его преданным. Они гуляли по его телу. Если кто-либо захочет прогуляться по нашему телу, даже если это будет наш господин, мы вряд ли испытаем радость. Но холм Говардхана предложил все свое тело в служении Господу позволив воспользоваться им для наслаждения Господа и Его преданных. Холм Говардхана выражал почтение (манам таноти) не только по отношению к Кришне, но и к коровам, телятам и мальчикам-пастушкам (саха-го-ганайош тайор). Го означает «коровы и телята», а ганайош означает «мальчики-пастушки», а также указывает на все, что связано включая гопи. Другими словами холм Говардхана не хотел служить только Кришне или только Кришне и Балараме. Он хотел служить Им вместе с Их слугами, не только мальчиками-пастушками и девушками-пастушками, но также и коровам и телятам. Он хотел служить им всем.

Мы должны учиться у холма Говардхана тому, как приносить радость Господу, служа Его преданным, не пытаясь принести Ему удовлетворение лично. В трилогии «Кришна» Шрила Прабхупада приводит комментарий на этот стих. Он говорит, что холм Говардхана знал секрет того, как принести удовлетворение Господу удовлетворив Его наиболее возлюбленных спутников. Холм Говардхана отдал свое тело и все остальное не только для личного служения Господу, но и для Его слуг. Именно так он выражал им свое почтение.

Как же холм Говардхана служил Господу и Его слугам? Панийя: предлагая свежую питьевую воду, прежде всего в форме водопадов. Кришна, мальчики-пастушки и телята не только мыли свои руки и стопы в водах Говардхана, но и пили ее. Суйяваса: «очень мягкая трава». Некоторые виды трави со склонов холма Говардхана использовался для проведения жертвоприношений, другая трава, особенно мягкая и благоухающая становилась кормом для коров, чтобы они были сильными и давали вкусное молоко. Кандара: «пещеры». Иногда, когда на улице становилось особенно жарко, Кришна и Баларама или Кришна и гопи обретали прибежище в его прохладных пещерах. Если же становилось слишком холодно, пещеры согревали их. Канда-мулайх: «кореньями». Коровы и мальчики лакомились кореньями, растущих на холме растений, также как и плодами, овощами, цветами и многими другими растениями. А когда по холму гуляли Кришна с Баларамой, он плавился от любовных экстатических переживаний, а его камни становились мягче сливочного масла, принося наслаждение стопам Господа. Говардхана предлагал Кришне естественные троны, сидя на которых Кришна наслаждался Своими играми.

Как же Говардхана проявлял свою радость? Его высокая трава, олицетворяя волосы на теле, стояла прямо, отображая экстатические переживания, его роса олицетворяла трансцендентную испарину, а капающая вода напоминала капли любви. Все, что находится на Говардхане обладает природой вечности, знания и блаженства.

Хотя однажды Кришна сказал, что Сам является холмом Говардханом, в данном стихе гопи обращаются к холму, как к слуге Господа, а не как к Кришне. Почему?

Навигация:

Страница 62
Страница 61
-- Страница 60 --
Страница 59
Страница 58