поддерживают свое существование».
Здесь Кришна описывает гопи. Об этом говорится в «Уддхава-сандеше»: йасам-ашамридам-анусритах пранакурма васанти («Уддхава-сандеша», 99).
Кришна говорит: «О Уддхава, у меня нет слов, чтобы описать их состояние и то, как они поддерживают в себе жизнь». Кришна думает о гопи, потому что испытывает острую боль разлуки с ними. Чувства, испытываемые девушками-гопи, испытывает и Кришна. Это взаимные чувства. Когда Кришна произносил эти слова, из его глаз катились слезы. Видя это, Уддхава думал: «Мой друг Кришна так глубоко поглощен мыслями о них, он испытывает такую острую боль разлуки.
Как же они, должно быть, преисполнены любви! Это према-майя. Иначе отчего бы Кришна так вспоминал их? Наверное, их према-майя высочайшая».
Таково состояние Кришны. Он, стоящий вне сожалений, шокатитера-шока, теперь предается печали. Он, пурнананда, вечно блаженный и самодостаточный, теперь плачет - пурнанандера-вилапа. Это очень красиво: бхагаван-вираха преданного и бхакта-вираха Бхагавана - преданный страдает от разлуки с Бхагаваном, Бхагаван страдает от разлуки со Своим дорогим преданным.
Так вот, Шри Джаганнатха есть мадхурйа-раса-гханайита-мурти, концентрированный образ супружеской услады. Джаганнатха - это Кришна, испытывающий острую боль разлуки с Радхой и враджа-гопи, радха-вираха-видхура. А поскольку аишварья и мадхурья объединяются в единое целое, то Джаганнатха - это аишварья-мадхурйа йугала-милана шри джаганнатха.
Это махабхава-пракаша, экстатическое проявление, и есть Джаганнатха. Он Сам говорит: «Уддхава, здесь лежит одно лишь Мое тело, но Мой ум, Моя жизнь - все там, во Враджабхуми». Вот так глубоко Он погружен в мысли о них и вот какую острую боль разлуки испытывает. Таков Джаганнатха.
«КТО ЭТА РАДХЕ?»
В Дваракабхуми у Кришны более 16 000 жен, и Он Сам пребывает во дворце каждой из них. Иногда, когда Кришна спит, Он во сне кричит, как сумашедший:
«Радхе, Радхе, Радхе!» Хотя Его жены очень заботятся о Нем, Он несчастлив. Во сне Кришна кричит: «Гопи, гопи, гопи, Радхе, Радхе!» Когда царицы слышат это, они изумляются: «Что же это? Мы так заботимся о Нем, всячески стараемя угодить нашему возлюбленному супругу, а Он кричит: «Радхе, Радхе, гопи, гопи!»
Кто эти гопи? И кто эта Радхе?».
Они не могут понять этого, потому что все они - аишварья-майи, окружены роскошью и богатством. Они не могут войти в мадхурья-майя-лилу, враджа-лилу.
Лакшмидеви, желая войти во враджа-лилу и принять участие в танце раса, тысячи лет подвергала себя тапасье в Билваване. Кришна спросил ее: «Для чего ты подвергаешь себя столь суровой аскезе? Чего ты желаешь достичь?» Лакшмидеви сказала: «Я желаю войти во Враджабхуми и принять участие в раса-лиле».
И тогда Кришна, высший авторитет, дающий позволение, произнес: «Нет. Это невозможно. Проси о чем-нибудь другом». Лакшмидеви не может войти в мадхурья-майя-лилу, поскольку она - аишварья-майи. И Лакшмидеви сказала:
«Что же мне делать? Если я не могу принять участия в раса-лиле, тогда позволь мне стать золотым завитком у Тебя на груди».
«Татхасту. Да будет так».
Так Лакшми пребывает в виде золотого завитка на груди Кришны, но войти во враджа-лилу она не может.
Неспособные проникнуть в мадхурья-майя-лилу, царицы однажды обратились к Рохини-мате: «Мы часто слышим, как Кришна кричит во сне: «Радхе, Радхе, гопи, гопи!» Матушка, что это значит? Объясни нам, пожалуйста».
Рохини-мата сказала: «Вам не понять этого. Это враджа-лила Кришны, чрезвычайно сладкая, опьяняющая мадхурья-майя-лила. Вы не поймете ее. Но так и быть, чтобы удовлетворить ваше любопытство, я расскажу вам о ней. Эта враджа-лила-кахани, повествование о вриндаванских лилах Кришны, так и пьянит и очаровывает, что даже Кришны и Баларама увлечены ею. Где бы Они ни находились, Они всегда готовы слушать эти повествования. Я постараюсь рассказать об этих лилах, однако они настолько сладки и привлекательны, что Кришна и Баларама немедленно примчатся послушать их, где бы они не находились. Тогда я уже не смогу рассказывать, и на этом мой рассказ закончится».
И вот все жены Кришны собрались в Двараке в большом зале.
Предусмотрительная рохини-мата сказала: «Одна из вас должна стать в дверях и охранять вход. Как только Кришна и Баларама появятся, она должна дать мне знать, и я перестану говорить. Иначе ничего не получится. Эта враджа-лила-кахани так нектарна, что Кришна и Баларама тут же прибегут послушать ее, где бы Они ни находились».
Посовещавшись, они решили, что у дверей будет стоять Субхадра. Встав посреди дверного проема, Субхадра вытянула руки в стороны и загородила вход.
Тогда Рохини-мата начала рассказывать враджа-лилу-кахани, и все слушали ее с неослабным вниманием. Субхадра же, хотя и играла роль часового, но слух свой полностью обратила к прекрасной враджа-лила-кахани. Из-за этого она совершенно забылась и пришла в экстаз, отчего проявилась ее экстатическая форма: глаза расширились и округлились, а руки и ноги втянулись в тело.
В это самое время туда пришли Кришна и Баларама. Стоя по обе стороны от Субхадры, Они слушали: «О! Рохини-мата рассказывает враджа-лила-кахани».
Тогда и Они пришли в экстаз и позабыли Себя. Их глаза округлились и расширились, а руки и ноги втянулись в тело, словно конечности черепахи. Так эти три образа стояли в дверях - Джаганнатха, Баладева и Субхадра.
В это время туда шел Нарада Муни. Издалека он созерцал эти прекраснейшие экстатические образы, махабхава-пракаша. Когда он приблизился, Они скрыли эту бхаву, и к Ним вернулись Их