Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 26 ------

Гоур Говинда Свами - Берег разлуки(1) - Страница 26

его Мне». Вот что такое ман-мана. В этом мире вы не найдете ничего подобного. Лишь гопи практически осуществляют этот принцип. Судурлабха бхагавата хи локе - «такие преданные встречаются весьма редко» («Хари-бхакти-судходая», 13.2). в этой Гита-шлоке, ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру, Кришна говорит теоретически. Практическое же воплощение сказанного вы найдете во Враджабхуми. В десятой песни Кришна называет тех, кто олицетворяет эту шлоку.

Это - гопи. Вот почему Вьяса составил «Бхагавату». Эта Гита-шлока - ман-мана бхавамад-бхакто - никогда прежде не обретала формы, но она обрела форму в «Бхагавате». Поэтому Вьяса, под руководством своего гуру, Нарады Муни, и написал «Шримад-Бхагаватам». Это последний дар Вьясадевы. Все бхакта-лакшаны, качества преданного, описанные в «Шримад Бхагавад-гите», запечатлены в «Бхагавате». Теперь же гитара-вакта, рассказчик «Гиты», то есть Кришна, обращается к Уддхаве. Кришна говорит: «Гопи Враджабхуми - это ман-манаска, они отдали свои умы Мне. Их умы больше не принадлежат мне».

Вся деятельность их ума направлена лишь на то, чтобы доставить удовольствие Кришне, ничто иное их не занимает. Вся деятельность их тела, ума и речи предназначена исключительно для удовольствия Кришны, и ради Него они готовы даже оставить тело. Кришна говорит: «Мад-артхе тйакта-даихиках, они готовы оставить тело ради Меня». Поэтому враджа-деви, девушки Враджабхуми, являются олицетворением этого стиха «Гиты» - ман-мана бхава мад-бхакто, - и сегодня рассказчик «Гиты» открывает это Уддхаве. «Они - Моя жизнь, а Я - их жизнь, мат-прана. Их жизнь во Мне, а Моя - в них».

Те, чья жизнь - Кришна, это мат-прана, и они сами - жизнь Кришны. Вот что такое любовные взаимоотношения. Мад-анйат те на джананти нахам тебхйо манаг апи - «Мои чистые преданные не знают никого, кроме Меня, и Я не знаю никого, кроме них» (Бхаг., 9.4.68). Смысл сказанного Кришной Уддхаве состоит в том, что Он - жизнь девушек Враджабхуми, а они - Его жизнь. Кришна говорит: «Оставив их, Я нахожусь теперь в Матхуре, но жизнь Моя - во Враджабхуми. Здесь лишь Мое тело. Оно выполняет какую-то деятельность, словно неживой механизм.

Легкие Мои просто дышат, как кузнечные меха, но весь Я: Моя жизнь, Мой ум - все там, во Враджабхуми».

Если кто-то задал Кришне вопрос, почему Он оказался в таком состоянии, Кришна ответил бы так: йе тйакта-лока-дхармаш ча мад-артхе тан бибхармй ахам - «Как Мне забыть их? Они такие славные, они любят Меня так сильно, что ради Меня оставили все. Они пренебрегли общественными правилами, самаджа-дхармой, кула-дхармой. Они начисто позабыли о приличиях. Ведические принципы, общественные правила, законы семьи - все они оставили ради Меня.

Они отбросили всю дхарму и адхарму, хорошее и плохое. Они сами не знают, что делают. Они без ума от Меня» (Бхаг., 10.46.4).

Вот что такое сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа (Б.-г., 18.65). они отвергли все дхармы, включая веда-дхарму. Они отбросили все ведические принципы и предписания. Глухой ночью, когда Кришна играет на Своей флейте в густых лесах Вриндавана, что делают они? Гопи - домохозяйки. У каждой из них есть муж, свекор, свекровь, сыновья и дочери. Они связаны семейными узами. Эти семейные связи очень крепки. Их не так-то легко порвать, дурджайа-геха-шринкхалах (Бхаг., 10.32.22). Однако они бросили все и бегом побежали в лес Вриндавана. Где же правила и предписания? В Ведах говорится, что жена не должна переступать за порог дома. Если она сделает это, то будет отвергнута. Ее целомудрие будет осквернено, и она будет считаться блудницей.

Таковы ограничения, налагаемые Ведами. Но гопи все же поступили так, йе тйакта-лока-дхармаш ча мад-артхе тан бибхармй ахам. «Ради Меня они оставили все, все правила и предписания, и даже веда-дхарму и лока-дхарму. Вот как они любят Меня. Как Я могу забыть их? Поэтому Я пребываю в таком состоянии».

Итак, гопи полностью олицетворяют этот стих: сарва-дхарман паритйаджйа. И Кришна говорит: йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджами ахам - «В какой степени ты предаешься Мне, в такой степени Я и воздам тебе. Как человек совершает Мне бхаджану, так и Я совершаю бхаджану ему» (Б.г.., 4.11).

Кришна сказал Уддхаве: «Девушки Враджабхуми испытывают острую боль в разлуке со Мной. Это чувство разлуки столь нестерпимо, что они часто падают в обморок. Да, Уддхава, большую часть времени они пребывают без сознания. В самом деле, только благодаря своему обморочному состоянию они способны продолжать жить, в противном случае они бы уже давно умерли». Это собственные слова Кришны. Он - гопи-вираха-видхур, радха-вираха-видхур, страдающий в разлуке с гопи и Радхой.

КОНЦЕНТРИРОВАННЫЙ ОБРАЗ

С трудом взяв Себя в руки, Кришна сказал: «Когда приходит лето, обжигающий жар солнца иссушает озера и пруды. А когда они пересыхают, что делают черепахи? Они зарываются в ил на дне, чтобы как-нибудь спастись. Мой отъезд из Враджабхуми подобен лету, несущему иссушающий жар разлуки.

Сердца гопи подобны пруду. Сейчас он пересох. А их жизни, прана-курма, подобны черепахе. Если их жизни подобны черепахе, то что играет роль ила?

Спасительный ил - это надежда. Покидая Враджабхуми, Я сказал им: «Я вернусь». Эти слова подобны жидкому спасительному илу. А их жизни зарываются, словно черепахи, в этот ил и кое-как

Навигация:

Страница 28
Страница 27
-- Страница 26 --
Страница 25
Страница 24