обычные черты. Но Нарада Муни сказал: «Я уже видел! Я уже видел! И вот о чем я молю. Пусть эта форма, махабхава-пракаша, проявится в определенном месте. Пусть все люди мира смогут увидеть этот Ваш прекрасный облик, чтобы поклоняться Вам в этом облике!»
Чего бы не пожелал чистый преданный, Кришна удовлетворяет его желание:
«Татхасту! Да будет так!» Потому Кришна я явился в Пури в образе Джаганнатхи.
Джаганнатха, Баладева и Субхадра - махабхава-пракаша. Канаи Кхунтия описал все это в своей книге «Махабхава-пракаша». Ныне это древнейшее вайшнавское писание утрачено, от него остались лишь несколько пальмовых листьев.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ ТРИ ДЕРЕВЯННЫХ КОЛОДЫ
Когда Кришна от постоянных мыслей о Радхарани словно бы впал в безумие, Нарада и Уддхава с большим трудом поймали Его и усадили на колесницу. Так и Джаганнатха, когда всходит во времяпраздника Ратха-ятры, пребывает в том же самом состоянии «опьянения»: Он дрожит и покачивается.
В Джиганнатха Пури можно видеть, как Его, находящегося в таком состоянии, несут к колеснице. Есть одна малоизвестная и очень сокровенная история, о которой повествуют Госвами. Кришна всегда думает о Шримати Радхарани и ощущает острую боль разлуки с Ней. И во сне, и просыпаясь, Он взывает: «Радхе, Радхе, Радхе!» Так же, как и гопи, Кришна часто падает в обморок: особенно - когда думает о Радхарани.
Как-то раз Кришна глубоко задумался о Радхарани. Не выдержав острой боли разлуки с Ней, Он упал в обморок и совершенно потерял сознание. Через некоторое время, словно по воле проведения, в этом метсе оказались Нарада Риши и Уддхава. Они увидели лежащего без сознания Кришну. Нарада и Уддхава очень дороги Кришне. Они знают все и поэтому сразу же поняли, что привело Кришну в такое сотояние. Будучи преми-бхактами, они догадались, что Кришна собирается явить Свою очень сокровенную лилу, потому что Он и впал в это состояние, которое называется «острая боль, испытываемая Кришной в разлуке с Радхой», радха-вираха-видхура кришна.
Нарада и Уддхава были озабочены: как привести Кришну в сознание? В это время туда же пришел Баларама, и они втроем стали думать, что делать, и в результате решили: Нарада Муни должен в сопровождении своей вина-янтры петь славу Враджабхуми - нарада муни баджайа вина радхика-рамана наме - и тогда Кришна вернется в сознание и пробудится.
Нарада сказал: «Хорошо. Я согласен. Но я превижу последствия. Как вы думаете, что произойдет, когда Кришна придет в Себя? Не знаете? Да Он бегом побежит во Враджабхуми. Он же обезумел. Он никого не будет ждать. Поэтому надо заранее приготовить колесницу». Тогда они позвали Даруку, колесничего Кришны, и велели ему приготовить колесницу.
Уддхава, который тщательно обдумывал все, опечалился и сказал: «Вы правы. Но, насколько я знаю, Враджабхуми находится в таком сотоянии, что если Кришна сразу приедет туда, то, услышав жалобный плач враджаваси, Он не вынесет этого. А это чревато самыми непредсказуемыми последствиями. Тогда нам уже не вернуть Кришны. На это не останется никакой надежды».
Нарада сказал Уддхаве: «О Уддхава, ты очень дорог Кришне и можешь быть прекрасным Его посланцем. Поэтому, я думаю, тебе следует отправится вперед и предупредить враджаваси о том, что Кришна едет к ним из Двараки. Тогда они смогут подготовиться к встрече с Ним».
ПРОВАЛЕННАЯ МИССИЯ
Услышав эти слова, Уддхава помрачнел. Он сказал: «Я принимаю все, что вы говорите, и, полагаясь на ваши слова, не перечу Вам. Когда такие возвышенные преданные-вайшнавы просят меня о чем-либо, я не смею отказывать. Но я хочу сказать вот о чем, хотя, может быть, вы и знаете об этом. Мой друг, Господь Кришна, послал меня однажды из Матхуры во Враджабхуми. Я приехал туда как посланец и пробыл там три месяца. Я прибыл туда, чтобы утешить и поддержать Нанду Махараджу, Яшода-мату, гопи и Радхарани. Все они испытывали острую боль разлуки с Кришной. Какое утешение мог им дать я? Я позабыл все слова, и миссия моя была провалена. Они плакали о Кришне день и ночь, круглые сутки.
Здесь, в материальном мире, никто не плачет о Кришне, но если человек теряет своих родных, близких, дорогих ему людей или лишается с трудом заработанных денег, то он плачет день и ночь. Чтобы утешить такого страдальца, можно сказать ему: «Ну, что ты плачешь? В материальном мире все временно, анитьям.
Джатасйа хи дхруво мритйух (Б.-г., 2.27). кто родился, тот обязательно умрет.
Смерть предопределена, никто ее не избежит». Вот все, что можно сказать в утешение. Но какими словами мог я утешить враджаваси? Они рыдали о Кришне.
А если кто-то плачет о Кришне, о своем возлюбленном, то как ты скажешь ему: не плачь? Это будет оскорбительно. В глубине души я был рад сказать им: «Плачьте сильнее!» Поэтому моя миссия была провалена. Я не смог утешить их.
В конце концов, я сказал им, что возвращаюсь в Матхуру и приложу все усилия для того, чтобы немедленно отправить Кришну во Враджабхуми. Я дал им слово, но до сих пор не выполнил обещанного. И теперь, если я приеду во Враджабхуми, спустя столько месяцев и лет, и начну говорить им то же самое, они ни за что не поверят