бескрайний океан нектара
вечно полон высочайшего блаженства» (Падья-вали, 74).
----------------------- Page 27-----------------------
Таково совершенство садху, таковы его качества, садху-лакшана, В «Шримад-
Бхагаватам» Кришна перечисляет их:крипалу, акрита-дроха, сатйа-сара, сама,
маитра, кави, дакша, мауни; а в «Чайтанья-чаритам-рите» сказано, что сварупа-
лакшана, главное качество садху — это его абсолютная преданность Кришне. Это
самый важный признак, все остальные можно назвать второстепенными.
крипалу, акрита-дроха, сатпа-сара, сама нидоша, ваданйа, мриду, шуни, акинчана
сарвопакарака, шанта, кришнаика-шарана акама, аниха, стхира, виджита-шад-
гуна
мита-бхук, апраматта, манада, амани гамбхира, каруна, маитра, кави, дакша,
мауни
46
милость гуру
«(Преданные всегда милостивы, смиренны, правдивы, равно расположены ко
всем, безупречны, великодушны, кротки и чисты, Им безразлично материальное,
и они трудятся ради общего блага. Они умиротворены, полностью принадлежат
Кришне и бесстрастны. Они безразличны к материальным приобретениям и
стойки в преданном служении. Они полностью контролируют шесть дурных
качеств; вожделение, гнев, алчность и т.д. Они еАят лишь столько, сколько
необходимо, и ничем не опьяняют себя. Преданные почтительны, серьезны,
сострадательны и не имеют чувства ложной гордости. Они дружелюбны,
поэтичны, искусны и молчаливы» (Ч.-ч., Мадхья, 2278 — 80).
Таковы двадцать шесть второстепенных признаков, Преданный очень милостив и
у него нет врагов, он честен и старается равно относиться к каждому. Преданный
не осквернен материальным миром, смиренен, отзывчив и делает людям только
добро. Он умиротворен и, будучи полностью поглощенным сознанием Кришны,
не стремится ни к наслаждению чувств, ни к освобождению. Он обуздал ум и
чувства, избавился от жадности и умерен в еде. Не требуя уважения к себе, он
почтителен ко всем живым существам, серьезен и милосерден. Преданный во
всем искусен и всегда молчалив, обсуждая только темы, связанные с Кришной.
Это лишь некоторые признаки, садху-лакшана.
В «Чайтанья-чаритамрите» мы найдем описяншшуддха-бхакти, чистого
преданного служения:
шуддха-бхакти хайте хайа према утпанна атаэва шуддха-бхактира кахийе лакшана
«Любовь к Богу человек развивает, занявшись чистым преданным служением
Ему, поэтому я хочу описать некоторые признаки такого служения» (Ч.-ч.,
Мадхья, 19.166).
анйа-ванчха, анйа-пуджа чхади джнана, карма анукулйе сарвендрийе
кришнанушилана
47
ГОУР ГОВИНДА СБАМИ
«Чистый преданный лелеет в своем сердце одно желание — служить Кришне. Он
не поклоняется ни полубогам, ни великим мира сего. Он безразличен к мирским
наукам, далеким от сознания Кришны, и сторонится деятельности, не связанной с
сознанием Кришны. Все свои очищенные чувства преданный стремится занять в
служении Всевышнему. Это и есть трансцендентное любовное служение
----------------------- Page 28-----------------------
Господу» (Ч.-ч., Мадхья, 19.168).
анйабхилашита-гиунпам джнана-кармадп-анавритам
анукулйена кришнану-шиланам бхактируттама
«Трансцендентным преданным служением Верховному Господу Кришне
занимается тот, кто служит Ему с любовью и полностью свободен от стремления
к материальной выгоде или успеху на поприще кармической деятельности или
философских изысканий. Такое преданное служение называется
чистым» (Бхакти-расамрита-синдху 1.1.11).
Таковы по определению Рупы Госвами признаки чистой преданности. Не развив
беспримесную преданность, невозможно обрести кришна-прему. Чистый
преданный Господа свободен от материальных желаний, бхукти, от стремления к
мирскому счастью и стремления к освобождению, он посвятил себя единственно
любовному служению Кришне, стал Его нишкинчана-бхактой.
эта саба чхаЬи ара варнашрама-дхарма акинчана хана лапа кришнаика-шарана
«Не колеблясь, с полной верой, человек должен принять прибежище у стоп
Господа Кришны, отказавшись от прошлого дурного общения и даже от
правил барнашрамы. Иначе говоря, следует оставить все до единой
материальные привязанности» (Ч.-ч., Мадхья, 22.93).
милость гуру
сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам таранам враджа
ахам швам сарва-папебхйо
мокшаишйами ма шучах
«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий
твоих грехов. Не бойся ничего» (Б.-г., 18.66).
Человека, оставившего все виды дхармы, в том числе и барнашрама-дхарму,
называют нишкинчана-бхактой или акинчана-бхактой. Все, о чем Кришна
рассказывал в начале «Бхагавад-гиты», — варнашрама-дхар-ма, гьяна, карма,
йога, — теперь Он советует оставить, просто предавшись Ему. Таково Его
последнее наставление, и согласно ему поступает нишкинчана-бхакта.
Отказавшись от всякой дхармы, он совершенно вручает себя Кришне. Он
становится шуддха-бхактой, он обретаеткриш-на-прему. Он достигает цели этой
столь редкой человеческой формы жизни. Без стремления к этой цели наша жизнь
лишена смысла. Потребность в кришна-преме — это прайоджана-таттва. Это то,
что называют рагануга- бхакти,
кришна-бхактира бадхака — пата шубхашубха карма сена эка дживера аджнана-
тато-дхарма
«Если какая-либо деятельность, будь то благоприятная или неблагоприятная,
препятствует трансцендентному любовному служению Кришне, — ее следует
считать лишь блужданием во тьме невежества» (Ч.-ч.,Ади, 1.94).
Это помехи на пути чистой преданности Кришне.
джнана-ваирагйади — бхактира кабху нахе анга ахимса-йама-нийамади буле
кришна-бхакта-санга
49
ГОУР ГОВИНДА СВАМИ
----------------------- Page 29-----------------------
«Ни знание, ни отречение не представляют особенной ценности в преданном
служении. Такие же добродетели как ненасилие или контроль ума и чувств
естественным образом сопровождают преданного Кришны» (Ч.-ч., Мадхья,
22.145).
Гъянуи вайрагьюпеАъзя счесть помощниками на пути развития бхакти.
Джанайатй ашу ваирагйам, джнапам на (Бхаг., 1.2.7). С приходом кришна-бхакти
гьянаи вайрагья появляются сами собой. Чтобы обрести их, не нужно прилагать
отдельных усилий. Говорится, что