татхаива на
йаспаите нихита буддхау
тридандити са униате
Человека, подчинившего себе тело, ум и речь, называют триданди. Он целиком
вручил себя Господу. В санньяси, несущем триданду, вы должны видеть
полностью предавшуюся душу. Таково значение этого слова.
Есть два вида саннъясы: дхира-санньяса и нароттама-саннъяса:
гата-свартхам имам дехам
виракто мукта-бандханах
авиджната-гатир джахйат
са ваи дхира удахритах
42
милость гуру
«Того, кто отправляется в неизвестное, удаленное место и там, освободившись от
всех обязательств, покидает свое пришедшее в негодность материальное тело,
----------------------- Page 25-----------------------
называют невозмутимым» (Бхаг., 1,13.26).
Это описание дхира-саннъясы, следующий стих говорит о наротта-ма-санньясе:
йах свакат парато веха
джата-нирведа атмаван
хриди критва харим гехат
правраджет са нароттамах
«Тот, кто пробуждается и осознает сам или с помощью других иллюзорность и
нищету этого материального мира и потому покидает дом, положившись лишь на
Личность Бога, пребывающую в его сердце, воистину является лучшим из
людей» (Бхаг., 1.13.27).
Итак, два вида санньясы: нароттама-саннъяса и дхира-саннъяса. Также в
священных писаниях приводятся пять запретов для Кали-юги:
ашвамедхам гаваламбхам саннйасам пала-паитрикам деварена сутотпаттим калау
панна виварджайет
«В век Кали запрещается совершать следующие пять действий: приносить в
жертву коня, приносить в жертву корову, принимать саннъясу (здесь имеется в
виду карма-санньяса, которую принимают майявади, а не вайш-навская триданди-
санньяса, которая писаниями разрешена), также делать подношения мяса предкам
и зачинать детей в лоне жены брата» (Мала-маса-таттва-дхрита, Брахма-вайварта-
пурана, Кришна-джанма-кханда 4.115.113).
Пять этих действий запрещены в Кали-югу. Но вайшнавов, принявших триданди-
саннъясу, славил Сам Чайтанья Махапрабху, как это описывается в «Чайтанья-
чаритамрите» (Мадхья, 3.7 — 9):
прабху кахе,— садху эй бхикшура банана мукунда севана-врата кайла нирдхарана
43
ГОУР ГОВИНДА СВАМИ
«Одним из любимых стихов ЧаЙтаньи Махапрабху был стих, описывающий
неуклонную решимость преданного отдать себя служению Господу Мукунде».
паратма-ништха-матра веша-дхарана мукунда-севапа хайа саисара-тарана
«Именно принятие санньясы дарует человеку эту счастливую возможность —
посвятить жизнь служению Мукунде, которое одно способно освободить от оков
материального существования».
сей веша кайла, эбе вриндавана гийа кришна-пишевана кари нибхрите васипа
«Поэтому Сам Чайтанья Махапрабху, приняв обеты санньясы, отправился 00
Вриндаван, где, уединившись, всецело погрузился в служение Господу Мукунде».
Триданди-саннъяси — это самый возвышенный ашрам. Прабхупада говорил, что
домохозяин, который не помышляет о том, чтобы подняться на высшие ступени,
не готовится принять ванапрастху и санньясу, покрывает себя позором.
девата-пратимам дриштва Нашим чаива тридандинам намаскарам на курйач чед
упавасена шудхйати
«Тому, кто не выказал почтения богам и саннъяси, придется поститься весь
день, чтобы очиститься» (Экадаши-таттве триспришаикадаши-пракарана-
дхрита-смрити-вакйа).
Если вы ходите в храм и кланяетесь Божествам, но, при встрече с триданди-
саннъяси, не предлагаете ему свое почтение, — этим вы наносите апарадху.
Как избавиться от апарадхи? Поститесь весь этот день. Таково
----------------------- Page 26-----------------------
причитающееся с вас искупление. Это законы ашрама-дхармы и варнаш-рама-
дхармы, хотя, в конечном итоге, Кришна и говорит:
44
милость гуру
сарва-дхарман паритйаджйа мам эким ширинам враджа ахам твим сирви-
папебхйо мокшапишпами ми шучах
«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий
твоих грехов. Не бойся ничего» (Б.-Г.Д8.66).
Существует огромное количество правил и предписаний. Для каждого уклада
жизни —- для брахмачари и грихастх, для ванапрастх и сан-ньяси — установлен
особый свод законов.
Б Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагаватам» Кришна беседует об этом с Уддхав
°й. Вот что Он, к примеру, рассказывает о ванапрастхе:
наитад вастутайа пашйед дришйиманам винашйати
асакта-читто вирамед
ихамутра-чикиршитит
(Бхаг., 11.18.26}.
Ванапрастха, оставивший дом и семейную жизнь, никогда не бросит
заинтересованного взгляда на такие сласти, как расагуллы и гулабд-жамуны, ведь,
пленившись их вкусом, можно позабыть свой долг. А долг банапрастхи в том,
чтобы, избавившись ото всех материальных чувственных привязанностей, развить
в себе одну единственную привязанность и тягу — к лотосным стопам Кришны.
Здесь же, в Одиннадцатой Песни, Кришна объясняет, кого Он считает
совершенным преданным:
иджнайаибам гунан дошин
майадиштан апи свакан дхарман сантйаджйа пах сарван мам бхиджети са ту
саттамах
(Бхаг., 11.11.32).
45
ГОУР ГОВИНДА С В А М И
«Конечно, тот, кто знает всю божественную дхарма-шастру, все данные Мною
правила и предписания, — совершенный садху. Но человек, оставивший QCQ
предписания — сарва-дхарман паритпаджйа, мам экам шаранам — оставивший
ашрама-дхарму, любую дхарму, и целиком посвятивший себя любовному
служению Мне, — такой человек еще более совершенный садху». Он не
относится ни к варнам, ни к ашрамам, и его единственную дхарму описал
Махапрабху:
нахам випро на на нара-namup напи ваишпо на шудро
нахам варни на на гриха-namup но ванастхо йатир ва
кинту продпан-никхила-парамананда-пурнамритабдхер
гопи-бхартух пада-камалайор Ьаса-ЬасануЬасах
«Я не брахман, я не кшатрий, я не вайшья и не шудра. Я не брахма-чари, не
грихастха, не ванапрастха и не санньяси. Я просто слуга слуги лотосных стоп
Господа Шри Кришны, повелителя гопи, который как