каждого, Потому что все и вся связано с
Кришной, все и вся принадлежит Кришне. «Он принадлежит Кришне, она
принадлежит Кришне. Кришна их любит, и Кришна — объект любви, Он мой
возлюбленный, Он моя любовь». Как я могу ненавидеть кого-то? Когда царят
согласие и любовь, не может быть ни привязанности, ни ненависти, Многим это
не удается, хотя они великие философы, садху и ачаръи, но они не могут понять
прити-дхарму. И сохраняются привязанности и ненависть, симпатии и антипатии,
сходство и различия... А все причины объясняет эта таттва: атма-дхарма — это
при-ти-дхарма, а мано-дхарма — это априти-дхарма. Есть такие лицемерные
люди, капатйа, которые поклоняются Господу Вишну шестнадцатью видами
подношений, а взамен просят барам дехи*, дханам дехи**, бхикшам дехи***, —
«дай мне богатство, дай последователей, дай имя, славу, поклонение». Они
никогда не вспоминают молитву Махапрабху:
* вара значит «благословение». **Ьхана значит «богатство». *** бхикша значит
«милостыня».
38
милость гуру
----------------------- Page 23-----------------------
на дханам на джанам на сундариы
кавитам ва джагад-игиа камапе
мама джанмани джанманишваре
бхаватад бхактир ахаитуки твапи
«О Всемогущий Господь, мне не нужно ни богатств, ни прекрасных женщин, ни
последователей. Единственное, чего я хочу, — это по Твоей беспричинной
милости жизнь за жизнью служить Тебе» (Шри Шикшаш-така, 4).
Слуга не просит и не желает от Господа награды за свое служение. В противном
случае, это никакое не служение, не сева. По словам Прахла-ды Махараджи — на
са бхритйах са баи ваник — тот, кто заключает с Кришной сделку — торговец, а
не слуга. Он предлагает свое служение, а взамен ожидает: «Хочу то, другое,
третье». Это не служение. Об этом говорит царь Кулашекхара в «Мукунда-мала-
стотре» (текст 5):
настха дхарме на васу-ничапе наиба камопабхоге
йад бхавйам тад бхавату бхагаван пурва-карманурупам
этат прартхйам мама баху-матам джанма-джанмантаре пи
тват-падамбхо`руха-йугагата нишчала бхактир асту
«О мой Господь! Я не стремлюсь ни к религиозности, ни к накоплению богатств,
ни к чувственным наслаждениям. Все, чего я заслужил, придет ко мне своим
чередом. А молю я лишь о самом заветном: пожалуйста, позволь мне из жизни в
жизнь неуклонно и преданно служить Твоим ло-тосным стопам».
В молитве Махапрабху заключен тот же смысл:
на дханам на джанам на сундарим
кавитам ва джагад-иша камайе
мама джанмани джанманишваре
бхаватад бхактир ахаитуки твапи
(Шри Шикшаштака, 4)
39
ГОУР ГОВИНДА СВАМИ
Здесь тот же смысл, та же чистая прити-дхарма, дхарма, основанная на
беспримесной любви. Слуга ничего не ждет для себя, вся его награда — счастье
Кришны, Джакма-джанмантара — значит «из жизни в жизнь». Тват-падамбхо-
руха — «позволь служить Твоим лотосным стопам, из жизни в жизнь делать Тебя
счастливым. Дай мне только беспримесную преданность, исполненную любви
преданность Твоим стопам». Вот что значит прити-дхарма, атма-дхарма. Мано-
дхарма — это одно лицемерие и ложь.
К несчастью, в наши дни мы можем наблюдать, как под именем вай-шнава-
дхармы выступает авайшнава- дхарма. Под именем бхакти скрывается абхакти.
Оборотливые, двуличные люди, лишенные простоты, представляются
ваишнавами, хотя сердца их полны мирских желаний. С этими желаниями они
могут повторять мантру, петь киртаны, играть на кхоле и караталах тысячи и
миллионы жизней, но им не видать чистого бхакти. Скорее всего, они станут
корми.
Стать корми, вместо того, чтобы оставаться преданным, — таков удел тех, кто
кривит душой, выдавая себя за вайшнава. Тысячи жизней они будут петь
«сладкие» киртаны, виртуозно играть на кхоле и караталах, прекрасно танцевать,
----------------------- Page 24-----------------------
— но Кришна знает их сердца. Они не смогут вступить на путь прити-дхармы,
они не смогут развить чистую любовь к Господу. Потому что эти люди пытаются
обмануть Бхагавана и дорогих Ему преданных. Это происходит сейчас. Это мано-
дхарма, апри-ти-дхарма. Это не путь бхакти, это не путь вайшнава, это бхога-ви-
карма-марга. Это жажда собственных чувственных наслаждений вместо желания
удовлетворить Кришну. Мано-дхарма, априти-дхарма, капатйа-дхарма, дхарма, в
основе которой лежит двуличие. А процесс Махапрабху — путь чистой любви,
без двуличия, без посторонних мотивов, без мирских желаний.
на дханам на джансш на сундарим
кавитам ва ЪжагаЪ-иша камайе
мама джанмани джанманишваре
бхаватад бхактир ахаитуки твайи
40
милость гуру
Все это необходимо осознать, и принять 2#ру-вайшнава, чистого преданного
Кришны, возлюбленного слугу Гауранги, который не двуличен, который
простосердечен. «Простота — это вайшнавизм» — сарахатахи ваишнавата.
Быть простым, как дитя, хранить в сердце только бхаватад бхактир ахаитуки,
не помышлять ни о чем, кроме любовного служения лотосным стопам
Кришны и Его счастья, — в этом процесс и путь, который дал нам
Махапрабху. Этот путь, переданный по парампаре, — самый возвышенный и
самый близкий для нас.
Глава 2 ПРИЗНАКИ САДХУ
Принять санньясу — значит полностью посвятить себя служению Господу. В этом
смысл саннъясы. Триданда, которую носит санньяси, олицетворяет контроль над
побуждениями трех видов: капа, мана, вак. Кайа-данда, мано-данда и вак-данда
представляют тело, ум и речь.
В «Ману-самхите» (12.10) говорится:
ваг-дандо тха мано-дандах
капа-дандас