бхакти,
но все же есть некоторые различия в отношении дбайта-вадым адвайта-вады.
Рамануджачарья пришел в 12 веке, Мадхвачарья — в 13 веке, позже пришли
Вишнусвами и Нимбаркачарья. Учение Вишнусвами известно как
шуддхадвайта-вада, философия Шанкарачарьи называется кеваладвай-та-вада
(кевала-адвайта). Шридхара Свами, лучший комментатор «Щримад-
Бхагаватам», признанный Самим Махапрабху, приходил в этой Вишнусвами-
сампрадае. Учение Рамануджачарьи называется вишиштад-вайта-вада.
Нимбаркачарья проповедовал двайтадвайта-ваду, а Мадхвачарья — шу`ддха-
двайта-ваду. Таким образом, в философиях Вишнусвами, Нимбаркачарьи и
Рамануджи присутствует адвайта: шуддха-ад-
* «Шрила Вьясадева объяснил философию Веданты для освобождения обусловленных
душ, но слушание комментариев Шанкарачарьи способно все погубить» (Ч.-ч., Мадхья,
6.169).
** «Если ты хочешь понять «Шримад-Бхагаватам», обратись к осознавшему себя вайшнаву.
Слушая его, и полностью предавшись лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, ты
достигнешь своей цели» (Ч.-ч., Антья, 5.131).
32
милость гуру
байта, двайта-адвайта, вишишта-адвайта. Однако Мадхвачарья полностью
игнорирует адвайта-ваду. Он провозглашает шуддха-двайту. Никакой адвапты. Ни
----------------------- Page 19-----------------------
тени адвайты. Он был очень принципиален, проповедовал очень строго и
полностью исключал адвайта-ваду.
Как уже говорилось, существовали небольшие различия в философиях четырех
ачарий. В полной мере ни адвайта-ваду, ни двайта-ваду нельзя было назвать
безупречной. Поэтому Махапрабху извлек суть четырех учений и создал Свою
уникальную философию ачинтъя-бхедабхеда тат-тва. Взятые сами по себе, ни
адвайта-вада, ни двайта-вада не являются совершенными; только непостижимая
философия одновременного тождества и различия может считаться верной.
Махапрабху — Сам Всевышний Господь, Бхагаван. Он ни в коем случае не
ачаръя, открывший очередную сампрадайу. Нет! Он пришел в Брах-ма-Мадхва-
сампрадае и принял гуру из Брахма-Мадхва-сампрадаи. Благодаря Ему слово
«Гаудия» добавилось к названию этой сампрадайи, которая ныне известна как
Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая. Таким образом, цепь учителей, идущая от
Махапрабху, — высшая, наиболее достоверная и самая приближенная к нам по
времени. Не существует философии более чистой, чем данная Махапрабху
ачинтъя-бхедабхеда-таттва, основанная на npumu-таттве, на чистой любви.
Воспевая святое имя, Махапрабху раздавал прему, одаривал любовью. Как
говорит Прабодхананда Сарасвати:
намнаива прадурасид аватарати паре йатра там науми гаурам
(Чайтанья-чандрамрита, 1.3)
Воспевая святые имена: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе,
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, — Махапрабху раздавал прему.
Нирапарадхе нама хайле пайа према-дхана, мукхйа-пха-те джива пайа кришна-
према-дхана* (Ч.-ч., Антья, 4.71).
Главный результат воспевания Харе Кришна — кришна-према. Вы обретаете
кригина-прему, если ваше воспевание свободно от оскорбле-
* мукхйа-пхате значит «главный результат».
33
ГОУР ГОВИНДА СВАМИ
ний. Кешава-тошанам — Господь Кешава счастлив, чувствуя в няспри-ти, любовь.
Без любви невозможно удовлетворить Кешаву. Это бесспорно.
Верный путь
В «Махабхарате» описывается, как Дхармараджа обращается к Махарадже
Юдхиштхире с четырьмя важными вопросами. Один из этих вопросов —ках
пантхах? — «Мы сбиты с толку, каков же верный путь?», Говорится: нана мунира
нана мата, йота мата тата патха. «Сколько мудрецов — столько и дорог. Мы в
замешательстве. Где тот единственно верный путь, по которому стоит идти?» —
ках пантхах? И вот каков был ответ Махараджи Юдхиштхиры:
тарко пратиштхах шрутайо вибхинна
насав ришир йасйа матам на бхиннам
дхармаспа таттвам нихитам гухапам
махаджано йена гатах са пантхах
(Махабхарата, Вана-парва, 313.117)
Невозможно установить ведическую истину, опираясь на собственную логику
и доводы. Смешиваясь с нашими доводами, ведическая истина будет
искажаться и видоизменяться, пока не превратится в нечто совершенно
----------------------- Page 20-----------------------
противоположное. В результате вы получите таркика-пант-ху, путь мирской
логики, который далеко не является верным. Поэтому и говорится, что
сколько мудрецов, столько и дорог — нана мунира нана мата, йота мата тата
патха. Так происходит потому, что насав ришир йасйа матам на бхиннам, —
не явив людям «свежую» философию, трудно зарекомендовать себя
мудрецом. Приходится изобретать нечто новое, доселе неслыханное.
К примеру, кто-то мечтает получить степень доктора философии. Студент
углубляется в определенную тему, пишет по ней диссертацию. Потом он
защищается перед опытными педагогами, которые довольно
34
милость гуру
приговаривают: «Да, это что-то новенькое, до такого еще никто не додумался». И
он становится доктором философии. Точно так же, насав ри~ гиир йасйа матам на
бхиннам, — если вы не предоставите новую философию, никто не назовет вас
мудрецом. Придумайте что-нибудь.
Пустив в ход свое воображение, человек выдает новую философию, основанную
на мирской логике и доводах. Есть уйма философов, и уйма философий, но какие
из них верны? Невозможно установить ведическую истину, спекулируя
материальными аргументами. Дхармайса таттвам нихитам гухайам, махаджано
йена гатах са пантхах. Только махад-жаны, садху-махаджаны> состоящие в
истинной цепи наставников, знают и хранят в своих сердцах эту дхарма-таттву.
Только они могут указать верный путь, а вам останется лишь следовать за ними.
Четверо вайш-навских ачарий: Мадхвачарья, Рамануджачарья, Нимбаркачарья и
Виш-нусвами, и особенно Господь Чайтанья Махапрабху и Его дорогие
преданные, гаура-прийа-джана, и вся гаудия-гуру-барга — это настоящие
махаджаны. Следуйте по их стопам, это верный путь.
ачарйа дхармам паричарйа вишнум
вичарйа тиртхани вичарпа ведан
вина на гаура-прийа-пада-севам
ведади-душпрапйа-падам виданти
«Человеку, который безукоризненно следует варнашрама-дхарме, поклоняется
Господу Вишну и ходит по святым местам,