видйадхара-чаранадайах
«Принципы религии установлены Самим Верховным Господом, их не способен
создать никто другой, в том числе полубоги и мудрецы. Если даже великие
мудрецы и полубоги не имеют права вводить новые религиозные принципы, то
что тогда говорить о так называемых мистиках, демонах, людях, видьядхарах и
чаранах (обитателях низших планет)?» (Бхаг., 6.3.19).
Шестая Песнь «Шримад-Бхагаватам» подтверждает, что эта Бхагавата-дхарма не
является творением кого-либо из полубогов или мудрецов, мистиков или
видьядхаров, людей или демонов. Автор бхагават-пранитам — Сам Верховный
Господь. Знание это безупречно и очень сокровенно. Понять его нелегко, но ради
блага всех джив оно передается по цепи наставников, парампаре. Парампара-
сампрадайа.
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит о том, что некоторыесампрадайи с течением
времени утрачиваются. Какие же сампрадайи остаются истинными в эту Кали-
югу?
Истинные салшрадаи Кали-юта
В «Падма-пуране» сказано:
сампрадайа-вихина пе мантрас те нишпхала матах
ГОУР ГОВИНДА СВАМИ
атах калау бхавигийанти чатварах сампрадайинах
шри-брахма-рудра-санака ваишнавах кшити-паванах
чатварас те калау бхавйа хй уткале пурушоттамат
Это очень важный стих, описывающий сампрадайи, существующие в Кали-
югу. В этот век истинными являются четыре сампрадайи: Шри, Брахма, Рудра
----------------------- Page 17-----------------------
и Санака сампрадайи. Шри-сампрадая начинается от Лакш-миджи, ее
основатель — Рамануджачарья, и она известна как Рамануд-жа-сампрадая.
Брахма-сампрадая исходит от Господа Брахмы, ее основатель —
Мадхвачарья, а другое название — Мадхвачарья-сампрадая. Руд-ра-сампрадая
берет начало от Шиваджи, ее ачаръя — Бишнусвами, поэтому она известна
также как Вишну ев ами-сампрадая. И, наконец, Са-нака-сампрадая,
начинающаяся от Кумаров. Ее основатель — Нимбарка-чарья-Нимбадитья, и
называют ее Нимбадитья-сампрадая или Нимбар-ка-сампрадая.
Таковы четыре сампрадайи вайшнавов. Все ачарьи этих сампрадай приходили
в этой Пурушоттама-дхаме (Джаганнатха Пури) и отсюда начинали свою
проповедь. В последней части нашего стиха, говорится: чатварас те калау
бхавйа, хй уткале пурушоттамат — и эти строки чрезвычайно важны.
Появилась философия, включающая в себя сущность четырех учении и
объединяющая их, — философия ачинтйа-бхедабхе-да-таттвы. Она появилась
здесь, в этой дхаме, и отсюда начала свое шествие по миру. Это заслуга и
победа Господа Гауранги Махапрабху,
Не ходите к майявади
Когда, приняв саннъясу, Махапрабху пришел в Джаганнатха Пури, здесь как
раз проповедовал Сарвабхаума Бхаттачарья. Последователь Шанкарачарьи и
стойкий приверженец философии майявади, он был
30
милость гуру
очень образован, несмотря на то, что был домохозяином. В действительности,
он был воплощением Брихаспати, духовного учителя полубогов. В числе
учеников Сарвабхаумы Бхаттачарьи были даже саннъяси, что давало ему
повод гордиться собой. А Махапрабху только что получил саннъя-су и был
совсем молод (в то время Ему было 24 года). Махапрабху пел Харе Кришна и
танцевал на улицах, Он раздавал прему, воспевая святые имена. Сарвабхаума
Бхаттачарья всего этого не понимал. Он говорил, что очень трудно оставаться
саннъяси в Кали-югу. «Ты слишком молод для санньяси, — поучал он
Махапрабху. — Священный долг саннъяси — изучать Веданту и
медитировать, а ты все поешь да танцуешь. Долго ли ты так сохранишь свои
обеты? Я чувствую, что должен преподать тебе Веданту». У него было такое
высокое мнение о себе. А Махапрабху был прост, как дитя. Простота — это
вайшнавизм, тринад апи суничена — это качество вайшнава. Считать себя
ниже соломы, валяющейся на улице. Махапрабху действительно был таким,
Он отвечал: «Да, да, Вы правы, Я глупец. Вы должны научить Меня Веданте,
да, будьте Моим учителем».
Как невинный ученик Он сел во дворике храма Джаганнатха Пури и в течение
семи дней слушал Веданту. Наконец, на седьмой день Сарвабхаума
Бхаттачарья не выдержал: «Понимаешь ли ты, о чем я говорю? Быть может,
ты хочешь что-то сказать или спросить?» «Я хорошо понимаю саму эту сутру,
— отвечал Махапрабху, — но Ваши толкования слишком туманны».
«Никто не может понимать сутру без объяснений, а ты понимаешь, да еще
----------------------- Page 18-----------------------
«очень хорошо»! — возмутился Сарвабхаума Бхаттачарья. «О да», —
произнес Махапрабху.
Сарвабхаума Бхаттачарья не мог должным образом объяснять Веданту, его
комментарии не были истинными, его толкования были вымышлены.
Комментарий Шанкарачарьи на «Веданта-сутру» под названием «Шарирака-
бхашья» — это лишь плод воображения. Единственным подлинным
комментарием на «Веданта-сутру» является «Шримад-Бхагава-там», но
майявади никогда не обращаются к «Шримад-Бхагаватам». По-
31
ГОУР ГОВИНДА СВАМИ
этому Махапрабху говорит: майавади-бхашйа суниле хайа сарва-наша* и йаха
бхагабата пода вайшнавера стхане, эканта ашрайа кара чаи-танйа-каране**.
Не ходите кмайявади, не слушайте их выдумки, а приходите к вайшнавам и
слушайте от них естественный комментарий на «Веданта-сутру» —
«Шримад-Бхагаватам». Именно так сказал Махапрабху: «51 понимаю эту
сутру, но твои комментарии слишком сложны. Похоже, они плод твоего
воображения».
Ачинтйа-бхедабхеда-таттва
И затем Махапрабху объяснил философию ачинтйа-бхедабхеда-таттвы,
одновременного единства и различия. Из Пурушоттама-кшет-рьг ныне эта
философия распространилась по всему миру. Таково было пророчество стиха
из «Падма-пураны», чатварас те калау бхавйа хй упгкале пурушоттамат,
таково было заключение шастр. Итак, эти четверо ачарий, Вишнусвами,
Рамануджачарья, Нимбаркачарья и Мадхвача-рья, — являются вайшнавскими
ачарьями и проповедуют бхакти-тат-пгву. Их философии основаны на