но при этом не служит лотосным
стопам возлюбленных преданных Господа Чайтаньи, никогда не откроются
игры Радхи-Говинды в трансцендентном царстве Вриндавана». (Чайтанья-
чандрамрита, 22).
Так говорит Прабодхананда Сарасвати в своей «Чайтанья-чандрам-рите».
Можно неукоснительно следовать принципам так называемой дхармы, ачарйа
дхармам паричарйа вишнум, можно очень пышно поклоняться форме Господа
Вишну, шодашопачара-пуджа, предлагая 16 видов подношений. Можно
делать все, что угодно, но, не предавшись Га~
35
ГОУР Г О В И Н Д А СВАМИ
уранге Махапрабху, —- невозможно понять эту прити-дхарма-таттву, высшую
деятельность души. Еедади-душпрапйа —невозможно постичь ее, просто
----------------------- Page 21-----------------------
штудируя Беды. Единственный выход — стать слугой гаура-прийа джан*,
потому что только Гауранга Махапрбху раздает прему всем и-каждому, не
делая никаких различий. Итак, лучшее, что можно сделать, — эуо принять
покровительство ачарьи или гуру в линии Гауранги Махапрабху. Эта линия
н&зышетсярупануга-дхара, процесс, исходящий от Рупы и-его
последователей. Также есть бхактивинода-дхара. Все это возлюбленные
преданные Гауранги.
Существует шесть философов древности: Канада, Гаутама, Патанджа-ли,
Кадила, Джаймини и Бедавьяса. Философия Канады известна как вай-
шешика-даршана; философия Гаутамы — ньяя-даршана; философия Па-
танджали — йога-даршана. Капила (не преданный Капиля-путраван, а Кап
ила-философ и атеист, частика) прославился своей философией сан-юсья-
даршана. Джаймини — автор пурба-мимансы или карма-мимам-сы. И,
наконец, философия Ведавьясы известна какуттара-мимамса или брахма-
мимамса, Веданта, Шад-даршана — шесть прославленных философов, шесть
известных философий. Так много учений, но говорит ли о прити-дхарме хоть
кто-то, кроме Махапрабху и Его последователей? Б итоге у нас есть атма-
дхармаи мано-дхарма. Мано-дхарма — это апри-ти-дхарма, строящаяся не на
любви, а на вымысле, на спекуляциях. Истинная же дхарма, атма-дхарма,
основана на любви и передается в процессе слушания — шраута-парампарйа.
Никаких разногласий
Jtyapма держится на любви, объект которой — Кришна, прити-ви-гиайа. А
прити-ашрайа — это все Его преданные. Вишайа и ашрайа. И между ними
царит полное согласие, Осознав себя в этой прити-дхарме, вы исключите из
своей жизни любую дисгармонию. Кто-то скажет, что к чистой прити-дхарме
примешивается доля априти. А вы поймите, что эта априти, эти домыслы
живут лишь в том, кто о них толкует. Там, где
гаура-припа-джана — возлюбленный преданный Махапрабху,
36
милость гуру
есть чистая любовь, не может быть никаких примесей, Исходя из этого, мы можем
понять причину разногласий между вайшнавскими сампра-даями. Откуда
возникает дисгармония? Если вы исповедуете чистую при-ти-дхарму,
дисгармония исключена. Проблема возникает с появлением в вас априти. Но
вообще-то, у нас не должно быть никаких разногласий, я подчеркиваю это, и те,
кто действительно получил беспричинную милость гуру и Гауранги, поймут
меня,
Мы живем в Кали-югу, а «Кали» — это значит раздор и лицемерие, это дамбха,
гордость, это ахам бада хе, «я так велик»...Столько гордости, столько раздоров,
между партиями, между группировками, — все это поступь Кали. Гордость
становится мерилом, гордец становится философом, и провозглашает свою
истину, попирая всех вокруг. Разве все это может быть прити-дхармой, разве таков
метод Чайтаньи Махапрабху?
тринад апи суничена тарор ива сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих
----------------------- Page 22-----------------------
Вы видите? Где здесь гордость? Тот, кто тринад апи сунича, думает: «Я
должен быть ниже травинки. Я должен быть смиреннее соломы,
разбросанной на дороге». Какая может быть гордость?
Уттама хана апанаке маке тринадхама — совершенная личность, уттама,
который подобно драгоценному камню украшает общество парамахамс,
думает о себе: «Я ниже всех, я как червяк в навозе». Прити-дхарма движения
Махапрабху — тарор ива сахишнуна — быть терпеливее дерева. О какой
нетерпимости может идти речь? Откуда взяться ссорам? Двуличие и обман —
откуда? Ни о чем подобном в движении Махапрабху не может быть и речи.
Амани, монада — преданный исполнен почтения к каждому, не ожидая
ничего взамен. Но в Кали-югу властвует тарка, аргументы и мирская логика.
Слишком многие философы пытаются утвердить свои воззрения.
37
ГОУР ГОВИНДА СВАМИ
Чистая бхакти-сиддханта
Они стремятся переспорить друг друга, но приходит Махапрбху и дает шуддха-
бхаюпи-сиддханту, дает эту ачинтъя-бхедабхеда-таттву, сокрушая все
философские подделки. Он одерживает победу, потому что Он — Махапрабху,
Верховный Господь, Он всесилен. Б течение шести лет Он странствовал по
Индии, пройдя ее от севера до юга, и неустанно проповедуя всем этим таркикам
— логикам и философам, бауддхам, майя-вади. Он бросил вызов так называемым
последователям Мадхвачарьи — таттвавади, — Он бросил им вызов и одержал
над ними победу. Он установил чистую бхакти-сиддханту, прити-дхарму. И это
наш процесс. Тот, кто достаточно удачлив, чтобы получить не имеющую причины
милость гуру и Гауранги, — тот поймет эту прити-дхарма-таттбу. И не будет ни
сложностей, ни разногласий, Почему между вайшнавскими сам-прадаями должны
быть ссоры? Их не должно быть. Если вы осознаете, что ваша дхарма — прити,
любовь, и если вы сможете полюбить Кришну, тогда естественным образом ваша
любовь распространится на всех и