ачарьгй, необходимо понять
«Веданта-сутру». Как говорил наш возлюбленный Гурудев Шрила
Прабхупада, чтобы усесться на въясасану, нужно как следует разбираться во
всех философских системах.
Ведь кроме Вьясадевы есть и другие святые: Гаутама, Канада, Капила,
Пантанджали, Джаймини и Аштавакра — авторы шести различных
философских систем. Теизм в совершенстве объяснен в «Веданта-сутре»,
тогда как другие философии полны измышлений и практически не
упоминают о конечной причине всех причин. Человек имеет право воссесть
навъяса-сану, только разобравшись в многообразии этих учений и будучи
способным утвердить теистические воззрения «Шримад-Бхагаватам»,
разгромив остальные философские системы. Духовный учитель должен быть
чистым преданным Господа Кришны, шуддха-бхакта лаибена гуру-pyne баре.
----------------------- Page 6-----------------------
12
милость гуру
Духовный учитель должен быть брахма-ништхам, т.е. оставив любые другие
занятия, он должен отдать свою жизнь служению Верховной Личности Бога, Шри
Кришне. Духовный учитель должен быть чистым преданным, маха-бхагаватой и
уттама-адхикари. Шрила Прабхупада говорил, что тот, кто не предан Господу, не
может стать духовным учителем. Только преданный является подлинным гуру.
В «Падма-пуране» сказано:
шат-карма-нипу но випро
мантра-тантра-вишарадах
авайшнаво гурур на спад
вайшнавах шва-пачо гурух
«Ученый брахман, сведущий во всех областях ведического знания, не имеет права
становиться духовным учителем, если не является вайшна-вом, то есть не владеет
наукой сознания Кришны. Но вайшнав, будь он даже самого низкого
происхождения, может стать духовным учителем».
Итак, никто не может стать гуру, не будучи чистым преданным Господа. И
человек должен принимать покровительство только истинного духовного учителя,
для которого Кришна — единственный и высший Возлюбленный.
Духовный учитель обучает своим поведением и своим примером. Того, чья жизнь
не соотносится с шастра-таттвой, никак нельзя назвать ачарьей.
В «Брахма-вайварта-пуране» говорится об этом:
апарикшйопадиштсш йад лока-нашанам таЬ бхавет
«Проповедник, не следующий своему учению, становится причиной
величайших бед этого мира».*
*апарикшйа—не проходит испытание; упадиштсш — наставления; йот —
который; пока — народ или мир; нашанам — причина разрушения; тат — это;
бхавет — становится.
13
ГОУР ГОВИНДА СВАМИ
Шрила Прабхупада говорил: «Только преданный, достигший уровня уттама-
адхикари, может стать духовным учителем. Для того, кто хочет принять гуру,
лучше принять уттама-адхикари, чем хаништха- или мадхъяма-адхикари. Никто
не должен становиться духовным учителем, не достигнув уровня уттамы.
Конечно, каништха-адхикари тоже может принимать учеников, но эти ученики
должны быть одного с ним уровня и они должны давать себе отчет в том, что
такого руководства будет недостаточно для успешного достижения конечной цели
жизни. Поэтому ученику следует подумать о том, чтобы принять прибежище у
уттама-адхикари».
Признаки уттама-адхикари
В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.65) сказано:
шастра-йуктйе сунипуна, дридха-шраддха йанра уттама-адхикари сей тарайе
самсара
«Совершенный вайшнав сведущ в богооткровенных писаниях и искусен в логике,
----------------------- Page 7-----------------------
его убеждения столь нерушимы, а вера столь глубока, что он способен освободить
весь мир».
гири-хавир увача
сарва-бхутешу пах пашпед
бхагавад-бхавам атманах
бхутани бхагаватй атманй
эта бхагаватоттамах
«Шри Хави сказал: Кто с любовью смотрит на каждого, полный искреннею
желания служить, кто видит своего обожаемого Господа в сердцах всех живых
существ, тот и есть настоящий уттама-адхикари» (Бхаг., 11.2.45).
стхавара-джангама декхе, на декхе тара мурти сарватра хапа ниджа ишта-дева-
спхурти
14
милость гуру
«Хотя маха-бхаывата и видит различные движущиеся и неподвижные живые
существа, он понимает, что все это сотворено Всевышним, поэтому повсюду он
видит только творца, а не созданное Им» (Ч.-ч,,Мад~ хья, 8.274).
висриджати хридайам на йасйа сакшад
дхарир авашабхихито пп агхаугха-нашах
пранапа-расанапа дхритангхри-падмах
са бхавати бхагавата-прадхана уктах
«Господь столь добр к обусловленным душам, что когда они обращаются к
Нему, произнеся Его святое имя, пусть даже мельком, пусть даже против
воли, — Господь тут же милостиво уничтожает бесчисленные греховные
реакции в их сердцах. Что же говорить о полностью предавшейся душе,
которая воспевает святое имя Кришны в подлинной любви? Войдя в сердце
такого преданного, Господь уже не в силах оставить его. Преданного,
пленившего Верховного Господа в своем сердце, называют бхагава-та-
прадханой, самым возвышенным вайшнавом» (Бхаг.,11.2.55).
О признаках уттама-адхикари Шрила Прабхупада говорит в «Нектаре
наставлений» (текст 5, ком.):
«...Уттама-адхикари — это совершенный преданный, достигший вершин
преданного служения. Уттама-адхикари свободен от желания критиковать и
оскорблять других, его сердце абсолютно чисто. Он достиг высшей ступени
духовного самосознания — ступени беспримесного сознания Кришны. По
словам Шрилы Рупы Госвами, общение с ташммаха-бхагаватой,
совершенным вайшнавом, и служение ему — это то, к чему должен
стремиться каждый преданный...»
«...Среди множества таких вайшнавов, возможно, найдется один, который
серьезно относится к служению Господу и неукоснительно следует всем
регулирующим принципам, повторяя предписанное количество кругов джапы
на четках, и все время ища новые пути распространения сознания Кришны.
Следует считать такого ъайшнавауттама-адхика-
15
----------------------- Page 8-----------------------
ГОУР ГОВИНДА СВАМИ
ри — человеком, достигшим вершин преданного служения, и всегда искать
его общества...»
«...Осознав себя вечным слугой Кришны, человек утрачивает интерес ко
всему, что