Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

Гоур Говинда Свами - Милость Гуру - Страница 4

не связано со служением Кришне. Всегда думая о Кришне,

изобретая все новые и новые методы распространения святого имени

Кришны, он осознает, что единственная его задача — распространять

движение сознания Кришны по всему миру. Следует считать такого человека

уттама-адхикари и всегда искать его общества, строя свои отношения с ним

на шести принципах (дадати прапгигрихнати и т.д.)*. В сущности, такого

продвинутого преданного-вайшнава, уттама-адхикари, следует принять своим

духовным учителем».

«...Шрила Бхактивинода Тхакур дал некоторые практические указания,

помогающие отличить вайшнавауттама-адхикари, в частности, по его

способности обращать многие падшие души в вишнуизм».

Все вайшнавские ачарьи, все шастры говорят о необходимости как шикша-

гуру, так и дикша-гуру. Шикша-гуру — это личность, обучающая поклонению

Господу Хари, духовный учитель, чьи наставления способствуют прогрессу.

А духовный учитель, который дает посвящение в соответствии с

требованиями гиастр, является дикша-гуру. Шикша-гуру и дикша-гуру равны

в своем положении. Считать, что кто-то из них выше или ниже —

оскорбительно. Инициирующий духовный учитель, дикша-гуру — это

олицетворение Шри Мадана-мохана виграхи, а наставляющий духовный

учитель, шикша-гуру —` личный представитель Шри Говинда-дсва виграхи.

Шрила Прабхупада писал, что, рассказывая Арджуне «Бхагавад-гиту», Шри

Говиндаджи выступал в роли шикша-гуру. Он был изначальным учителем,

который дал наставления и возможность служить Ему. Иниции-

*дадати пратигрихнати гухйам акхйати приччхати бхункте бходжай-ате чапва ишд-видхам

прити-лакшанам«Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о

сокровенном, принимать прасади угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви,

которую преданные испытывают друг к другу» («Нектар наставлений», текст 4).

16

милость гуру

рующий духовный учитель, дикша-гуру > — воплощение Шри Мадана-моха-на

виграхи. Оба эти Божества — Божества Вриндавана. Дикша-гуру дает основы

самбандха-гьяны, другими словами, он дает дивъя-гъяну, или дикшу. Шрила

Лжива Госвами говорит в своей «Бхакти-сандарбхе»:

дивйам джнанам йато ЬаЬйат курйат папаша санкшапам тасмад дикшети са

прокта дешикайс таттва-ковидайх

«Получив дикшу, человек постепенно становится безразличным к мирским

удовольствиям и все больше привлекается жизнью духовной».

Духовно просветленные и мудрые наставники называют дишаей процесс

получения дивья-гьяны и уничтожения греховных реакций. Однако, сами по

себе наставления о том, как декламировать священную мантру, — это еще не

дикша; скорее, дикша — это та редкая возможность углублять сам-бандха-

----------------------- Page 9-----------------------

гъяну, которая открывается перед учеником с момента получения им

посвящения. Необходимо понять, что даже перечтя сотни томов ведических

писаний, но так и не занявшись хари-бхаджаной, человек ни на шаг не

приблизится к желанной цели. Мудрость, заключенная в священной мантре,

поможет ученику верно понять глубинный смысл и конечную цель всех

шастр. Итак, шикшаи дикша одинаково ценны и равно необходимы.

Как уже упоминалось, дикша-гуру является олицетворением Шрилы Мадана-

мохана, то есть дикша-гуру дает ученику шанс восстановить прерванные

взаимоотношения с Богом и вновь очутиться у лотосных стоп Мадана-мохана.

Забывшим себя и Верховного Господа обусловленным живым существам

невозможно приблизиться к святой Врин-давана-дхаме. Но дикша-гуру по

своей беспричинной милости направляет стопы своих учеников ко

Вриндавану и дает им возможность возобновить отношения с Верховным

Господом и вернуться в святую обитель Враджабхуми.

17

ГОУР ГОВИНДА СВАМИ

А шикша-гуру по своей беспричинной милости руководит путешествием

обусловленных душ по святой земле и учит их вечному и совершенному

служению Шриле Говиндадеве.

Наш возлюбленный Гурудев Шрила Прабхупадз пишет в своем комментарии

к «Чаитанья-чаритамрите» (Ади, 1.34);

«...учитель, который посвящает человека в повторение маха-мант-ры,

именуется дикгаа-гуру, а святых, чьи наставления помогают человеку

развиваться в сознании Кришны, называют шикша-гуру. Несмотря на то, что

дикша-гуру и шикша-гуру находятся в разных отношениях с учеником, оба

они — равноправные и неотличные друг от друга проявления Кришны,

которые призваны привести обусловленную душу домой, к Богу».

У преданного может быть только один инициирующий гуру и сколько угодно

духовных учителей, дающих наставления. Об этом Шрила Праб-хупада

говорит в следующем комментарии к «ЧаЙтанья-чаритамрите» (Ади, 1.35):

«У преданного должен быть только один дикша-гуру, ибо шастры запрещают

получать посвящение у нескольких учителей. Что же касается шикша-гуру, то

их у человека может быть сколько угодно. Как правило, духовный учитель,

который регулярно наставляет ученика в духовной науке, позже даст ему

посвящение».

Также в комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (4.12.32) Шрила Праб-хупада

пишет:

«...На самом деле Сунити, мать Дхрувы Махараджи, была его патха-

прадаршака-гуру, то есть «гуру (духовным учителем), который указывает

путь». Иногда такого духовного учителя называют ишкша-гуру. Дикша-гуру

Дхрувы Махараджи (духовным учителем, дающим посвящение) был Нзрада

Муни, но первым, кто объяснил ему, как добиться благосклонности

Верховной Личности Бога, была его мать, Сунити, И шикша-гуру и дикша-

гуру обязаны указывать ученику истинный путь, а ученику надлежит

----------------------- Page 10-----------------------

следовать наставлениям своего учителя, Согласно шастрам, между шикша-

гуру и дикша-гуру нет никакой разницы, и, как правило, шикша-гуру

впоследствии становится дикша-гуру...»

18

милость гуру

Когда духовного учителя следует отвергнуть

Здесь я хочу привести высказывание Шрилы Бхактисиддханты Гос-вами

Прабхупады Махараджи о том, кого нельзя принимать в качестве гуру.

«...Человек, выдающий себя шгуру, но при этом порабощенный властью денег

и

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2