не связано со служением Кришне. Всегда думая о Кришне,
изобретая все новые и новые методы распространения святого имени
Кришны, он осознает, что единственная его задача — распространять
движение сознания Кришны по всему миру. Следует считать такого человека
уттама-адхикари и всегда искать его общества, строя свои отношения с ним
на шести принципах (дадати прапгигрихнати и т.д.)*. В сущности, такого
продвинутого преданного-вайшнава, уттама-адхикари, следует принять своим
духовным учителем».
«...Шрила Бхактивинода Тхакур дал некоторые практические указания,
помогающие отличить вайшнавауттама-адхикари, в частности, по его
способности обращать многие падшие души в вишнуизм».
Все вайшнавские ачарьи, все шастры говорят о необходимости как шикша-
гуру, так и дикша-гуру. Шикша-гуру — это личность, обучающая поклонению
Господу Хари, духовный учитель, чьи наставления способствуют прогрессу.
А духовный учитель, который дает посвящение в соответствии с
требованиями гиастр, является дикша-гуру. Шикша-гуру и дикша-гуру равны
в своем положении. Считать, что кто-то из них выше или ниже —
оскорбительно. Инициирующий духовный учитель, дикша-гуру — это
олицетворение Шри Мадана-мохана виграхи, а наставляющий духовный
учитель, шикша-гуру —` личный представитель Шри Говинда-дсва виграхи.
Шрила Прабхупада писал, что, рассказывая Арджуне «Бхагавад-гиту», Шри
Говиндаджи выступал в роли шикша-гуру. Он был изначальным учителем,
который дал наставления и возможность служить Ему. Иниции-
*дадати пратигрихнати гухйам акхйати приччхати бхункте бходжай-ате чапва ишд-видхам
прити-лакшанам«Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о
сокровенном, принимать прасади угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви,
которую преданные испытывают друг к другу» («Нектар наставлений», текст 4).
16
милость гуру
рующий духовный учитель, дикша-гуру > — воплощение Шри Мадана-моха-на
виграхи. Оба эти Божества — Божества Вриндавана. Дикша-гуру дает основы
самбандха-гьяны, другими словами, он дает дивъя-гъяну, или дикшу. Шрила
Лжива Госвами говорит в своей «Бхакти-сандарбхе»:
дивйам джнанам йато ЬаЬйат курйат папаша санкшапам тасмад дикшети са
прокта дешикайс таттва-ковидайх
«Получив дикшу, человек постепенно становится безразличным к мирским
удовольствиям и все больше привлекается жизнью духовной».
Духовно просветленные и мудрые наставники называют дишаей процесс
получения дивья-гьяны и уничтожения греховных реакций. Однако, сами по
себе наставления о том, как декламировать священную мантру, — это еще не
дикша; скорее, дикша — это та редкая возможность углублять сам-бандха-
----------------------- Page 9-----------------------
гъяну, которая открывается перед учеником с момента получения им
посвящения. Необходимо понять, что даже перечтя сотни томов ведических
писаний, но так и не занявшись хари-бхаджаной, человек ни на шаг не
приблизится к желанной цели. Мудрость, заключенная в священной мантре,
поможет ученику верно понять глубинный смысл и конечную цель всех
шастр. Итак, шикшаи дикша одинаково ценны и равно необходимы.
Как уже упоминалось, дикша-гуру является олицетворением Шрилы Мадана-
мохана, то есть дикша-гуру дает ученику шанс восстановить прерванные
взаимоотношения с Богом и вновь очутиться у лотосных стоп Мадана-мохана.
Забывшим себя и Верховного Господа обусловленным живым существам
невозможно приблизиться к святой Врин-давана-дхаме. Но дикша-гуру по
своей беспричинной милости направляет стопы своих учеников ко
Вриндавану и дает им возможность возобновить отношения с Верховным
Господом и вернуться в святую обитель Враджабхуми.
17
ГОУР ГОВИНДА СВАМИ
А шикша-гуру по своей беспричинной милости руководит путешествием
обусловленных душ по святой земле и учит их вечному и совершенному
служению Шриле Говиндадеве.
Наш возлюбленный Гурудев Шрила Прабхупадз пишет в своем комментарии
к «Чаитанья-чаритамрите» (Ади, 1.34);
«...учитель, который посвящает человека в повторение маха-мант-ры,
именуется дикгаа-гуру, а святых, чьи наставления помогают человеку
развиваться в сознании Кришны, называют шикша-гуру. Несмотря на то, что
дикша-гуру и шикша-гуру находятся в разных отношениях с учеником, оба
они — равноправные и неотличные друг от друга проявления Кришны,
которые призваны привести обусловленную душу домой, к Богу».
У преданного может быть только один инициирующий гуру и сколько угодно
духовных учителей, дающих наставления. Об этом Шрила Праб-хупада
говорит в следующем комментарии к «ЧаЙтанья-чаритамрите» (Ади, 1.35):
«У преданного должен быть только один дикша-гуру, ибо шастры запрещают
получать посвящение у нескольких учителей. Что же касается шикша-гуру, то
их у человека может быть сколько угодно. Как правило, духовный учитель,
который регулярно наставляет ученика в духовной науке, позже даст ему
посвящение».
Также в комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (4.12.32) Шрила Праб-хупада
пишет:
«...На самом деле Сунити, мать Дхрувы Махараджи, была его патха-
прадаршака-гуру, то есть «гуру (духовным учителем), который указывает
путь». Иногда такого духовного учителя называют ишкша-гуру. Дикша-гуру
Дхрувы Махараджи (духовным учителем, дающим посвящение) был Нзрада
Муни, но первым, кто объяснил ему, как добиться благосклонности
Верховной Личности Бога, была его мать, Сунити, И шикша-гуру и дикша-
гуру обязаны указывать ученику истинный путь, а ученику надлежит
----------------------- Page 10-----------------------
следовать наставлениям своего учителя, Согласно шастрам, между шикша-
гуру и дикша-гуру нет никакой разницы, и, как правило, шикша-гуру
впоследствии становится дикша-гуру...»
18
милость гуру
Когда духовного учителя следует отвергнуть
Здесь я хочу привести высказывание Шрилы Бхактисиддханты Гос-вами
Прабхупады Махараджи о том, кого нельзя принимать в качестве гуру.
«...Человек, выдающий себя шгуру, но при этом порабощенный властью денег
и