шевадхир Иринам
(Бхаг., 11.2.30).
Как этой несчастной дживе найти свое счастье, обрести мангалу, кше-му, —
то, что действительно благоприятно? Только с помощью садху-сан-ги
Кшанардхо пи сат-сангах шевадхир нринам — за один миг настоящей садху-
санги, миг общения с истинным садху, все страдания души уходят
безвозвратно.
Что мы имеем в виду, когда говорим «сат-санга»? Сат-санга — это общение с
садху, а общение — это значит слушать садху, впитывать его настроение, —
только такое общение будет подлинной сат-сангой. Все садху, махаджаны,
гуру чудесно милостивы. Но обычные люди, будучи обусловленными
душами, как правило, не понимают этого. С незапамятных времен джива
забыла свою сварупу, забыла Всевышнего, Кришну. Луша околдована майей,
притянута майей, блаженствует в майе. И в результате этого страдает. Ведь
что делает майя? Майя выдает cam за асат,
97
г о у Р
г о
ИНДА СВАМИ
и асат за cam. Она преподносит вещи таким образом, что истинное кажется
ложным, а поддельное — подлинным; беда представляется счастьем, а
----------------------- Page 60-----------------------
счастье — бедой. Истинное прибежище не кажется таковым, но спасения
ищут там, где найти его невозможно. ЬАайа-мугдха-джива, обусловленная
душа, попавшая в цепкие лапы майи, видит весь мир в перевернутом виде, и
это потрясающее невежество —¦ причина всех ее страданий. Луша попала во
темницу невежества и наощупь блуждает во тьме.
Итак, майа-баддха-джиба ничего не знает о сварупе — об атма-сва-рупе,
бхагабат-сбарупе и майа-сварупе. Она укутана тьмой неведения, но при этом
думает про себя: «Я — совершающий действия» — карта. Ажива бале — кари
ами, се та сатйа найа. Бхактивинода Тхакур Махад-жана говорит по этому
поводу, что джива, которая заявляет, что она совершает действия, не права. На
самом деле она сидит в ловушке у майи, Майя строго ее контролирует, она
связала ей руки и ноги. Вы чувствуете, что вы связаны? На вас же одеты
оковы! Вы скованы по рукам и ногам. Только люди не понимают, что ходят в
кандалах. Что за кандалы? Самса-ра-бандхана. Нутра, канйа, пита, мата,
атмийа-сваджана бандхана. Вот они, оковы: «моя жена, мой сыночек, моя
дочь, мои, так сказать, друзья, мой отец, моя мать, место, где я родился —
джанма-бхуми, любовь к Родине» — все это и есть ваши оковы.
Призрачное счастье
В итоге баддха-джива, обусловленная душа, ужасно страдает, но она
настолько огрубела и лишилась чувствительности, что даже не сознает, что
несет на себе оковы. Она не знает, не подозревает об их существовании.
Настолько огрубела, что не чувствует, что попала в рабство. Душа исполнена
призрачных надежд и пытается извлечь счастье в обществе своих суты,
митры, рамани — в компании жены, сына, дочери, друзей, знакомых и родни.
Какая глупость! Всевышний Господь очень милостив, каруна-майа. Порой,
неожиданно, Он посылает потрясение, похожее на электрический разряд.
Происходит нечто непредвиденное, и душа ис-
милость
гуру
пытывает шок. «О, что это было?» Аре баба! Внезапно. «Что происходит?» Так
бывает, не правда ли? Это каруна-майа Бхагаван, наш милосердный Господь
посылает нам потрясение, благодаря которому мы понимаем; «Да, у меня
проблемы. Это сложная и опасная ситуация». Да! В результате внешнего
потрясения переворачивается все внутри. «Я в опасности, это рабство». И человек
начинает думать: «А где же мукти, избавление, где свобода от этих пут?» Человек
задумывается: «Как мне выбраться из этой ловушки?» Наконец душа осознала:
«Да, есть повод к беспокойству. Я в опасности. Я скована по рукам и ногам, как
же мне освободиться, как выбраться из этой беды?» С этого момента для души
появляется надежда. Теперь ее положение лучше, чем положение того, кто ни о
чем не задумывается. Чем положение того, кто, утратив всякую чувствительность,
просто не понимает, что попал в рабство. Их случай безнадежен!
Каруна-майя Бхагаван, милосердный Господь порой создает ситуации, которые
могут вызвать шок. Свинья ест испражнения и очень ими довольна. Свинья
----------------------- Page 61-----------------------
думает: «О, я ем расагуллы, какая прелесть. А люди -~ глупцы. Они не
привлекаются такой чудесной пищей, а едят неизвестно что». Так рассуждает
свинья.
Рассуждения огрубевших людей сходны с рассуждениями этой свиньи. Они
питаются испражнениями и испытывают от этого полное материальное счастье,
полное удовлетворение чувств. Материальное счастье — это значит есть
испражнения и наслаждаться их вкусом. Испытывать полную уверенность: «Мне
хорошо, я так счастлив», Это призрак счастья. Люди настолько утратили
чувствительность.
Но когда у человека, наконец, появляется осознание, он перестает быть
бесчувственным. Он понимает: «Я в опасности. Я скован по рукам и ногам. Я
очень страдаю. Я влачу жалкое существование». И теперь рождается надежда.
Теперь положение улучшается. Потому что когда человек плачет всем сердцем,
когда он снова и снова спрашивает: «Где же выход из этой западни?», — все это
слышит Кришна в его сердце. «О, мой сын плачет сейчас и зовет Меня». Кришна
— наш Верховный отец.
99
ГОУР ГОВИНДА СВАМИ
Кришна — отец, дающий семя
сарва-йонишу каунтея
муртайах самбхаванти