Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 10 ------

Гоур Говинда Свами - Нитьянанда Океан божественной любви - Страница 10

проявлением Самого Баладевы. Экспансия Баладевы, которая в духовном мире известна под именем Санкаршана, является как удаленной, так и непосредственной причиной всего материального космического проявления».

Итак, Вишварупа — это Маха-Санкаршана, Баладева. В «Гаура-ганоддеша-дипике» говорится:

бхакта-сварупа нитйананда брадже йах шри халайудха

баладево-вишваруп

вйахах санкаршана матах

нитйананда авадхута се

пракашена са учйате

«Нитьянанда — это Баларама во Враджабхуми. Вишварупа — это Санкаршана, проявление Нитьянанды Авадхуты. Таким образом, Баларама, который приходил в Двапара^-югу, в Кали-югу явился как Нитай».

В «Чайтанья-чаритамрите» так объясняется положение Нитьянанды Прабху (Ади-лила, 13.78):

атаэва прабху танре бале, `бада бхаи Кришна, баларама дуй — чайтанйа, нитай

«Маха-Санкаршана — это и отдаленная, и непосредственная причина космического проявления, поэтому Он пронизывает всё творение. Таким образом, Он приходится Господу Чайта-нье старшим братом. Два брата, что раньше были известны как Кришна и Баларама, теперь явились как Чайтанья и Нитай. Отсюда следует вывод, что Нитьянанда Прабху есть изначальный Санкаршана, или Баладева».

37

Н И Т Ь Я И Л И А А

Вишварупа, старший брат Махапрабху, никогда не был женат и, оставив отчий А°м-, принял санньясу под именем Шанкара-ранья Пури. Странствуя по земле Бхарата-варши, Он пришел в Экачакру и остановился у Хадай Оджхи. Поскольку саннъяси запрещено жить в доме, хозяин отвел Ему место под баньяновым деревом, которое можно видеть там и сейчас. Каждый день Хадай Оджха приносил гостю пищу и все, что было Ему необходимо. Иногда с отцом приходил Нитьянанда, а иногда Хадай посылал двенадцатилетнего сына одного. Шанкарара-нья Пури наблюдал за мальчиком и не мог не заметить удивительной красоты и благородного воспитания Нитьянанды. Однажды саннъяси решил оставить Экачакру, чтобы продолжить свои странствования. Он позвал Хадай Оджху и сказал ему:

— У Меня есть к тебе одна просьба. Я саннъяси, поэтому, что бы Я ни попросил в качестве бхикши (милостыни), ты должен Мне отдать это.

— Проси, что хочешь, — отвечал Хадай. — Ты саннъяси, а я гри-хастха, поэтому мой долг — служить Тебе.

— Я отправляюсь в паломничество по святым местам. Отдай Мне своего старшего сына. Я хочу забрать с Собой Нитая. Такова будет твоя бхикша.

Услышав об этой просьбе саннъяси, Хадай Оджха долго не мог прийти Б себя. Мысли его путались, и он был не в силах вымолвить ни слова. «О чем меня просит этот саннъяси? — думал он.

— Я еще не оправился от исчезновения младшего сына. Я не

вынесу нового удара судьбы».

Потрясенный, Хадай отправился к жене. «Наш гость просит подаяние. Что ты на это скажешь?» — спросил он. Падмавати была благочестивой и верной женой, поэтому ответила: «Я приму всё, что ты скажешь».

Хадай Оджхе вспомнился эпизод из «Рамаяны». Точно так же когда-то саннъяси Вишвамитра пришел к царю Дашаратхе и попросил отдать ему двух сыновей — Раму и Лакшмана. «Дашаратхе было тяжело расставаться с сыновьями, но, тем не менее, он выполнил просьбу святого. Судьбе угодно, чтобы я

38

ДЕТСКИЕ ИГРЫ ГОСПОДА НИТЬЯНАНДЫ

пережил то же самое. Моя верная жена готова покорно принимать все, что бы ни случилось. Поэтому мне ничего не остается, как отдать сына», — так рассуждал Хадай. Вернувшись к гостю вместе с любимым сыном, Хадай Оджха отдал Его саннъяси. Поклонившись Шанкараранье Пури, он возвратился домой один.

Когда Нитьянанда покинул Экачакру, в деревне стало происходить множество дурных предзнаменований, а жители деревни впали в тоску. Хадай Оджха и Падмавати вскоре оставили этот мир, не вынеся боли разлуки с сыном. Друзья Нитьянан-ды не находили себе места от печали. Некоторые из них тоже отправились в паломничество, а иные покинули дом и стали аскетами.

Вишварупа путешествовал по Южной Индии, пока в 1510 году не покинул этот мир неподалеку от Пандарпура. Он оставил Свое тело и вошел в тело Нитьянанды Прабху.

Игры в доме Шриваса Пандита

Прибыв в Надию, Нитьянанда Прабху встретился с Махаираб-ху, который отдал Его под покровительство Шриваса Пандита. Шривас сильно привязался к Нитьянанде. Порой Нитьянанда вел Себя как ребенок, не способный самостоятельно есть. Жена Шриваса, Малини-деви, кормила Его как собственного сына. Однажды Шривас Пандит и Нитьянанда Прабху обсуждали кришна-катху. В это время к ним присоединился Махапрабху, который хотел проверить, насколько велика любовь Шриваса к Нитьянанде. Махапрабху сказал: «О Шривас, разве ты не знаешь, этот авадхута Нитьянанда — без роду и племени. Никому не известна ни Его кула (родословная), ни готра (каста). Как ты пускаешь такого человека к себе в дом?! Ты осквернишь таким общением свою кулу и гот-ру Выгони его из дому немедленно!» Так Махапрабху проверял Шриваса. Но тот ответил:

мадира-йавани йади нитйананда дхаре джати-пранадхана йади мора наша каре

39

НИТЬЯНАНДА

татхапи мохара читте нахика анйатха сатйа сатйа томаре кахилун эй катха

«Чайтанья-бхагавата», Мадхья-лила, 8.15-16

Ничто не могло поколебать привязанность Шриваса Пандита к Нитьянанде. Он сказал: мадира-йавани йади нитйананда дхаре джати-пранадхана йади мора наша каре — «Даже если мадира-явани (пьяная женщина из низшей касты) явится сюда и обнимет Нитьянанду, осквернив мою готру и касту, разрушив тем самым всю мою жизнь, — даже тогда я не оставлю Нитьянанду!» А затем трижды повторил: «Сатья, сатья, сатъя — истинно, истинно, истинно говорю вам!»

Убедившись в верности Шриваса, Махапрабху радостно воскликнул: «О

Навигация:

Страница 12
Страница 11
-- Страница 10 --
Страница 9
Страница 8