так прекрасен. Как постичь такую личность, чьи поступки настолько ”кривы”? Вероломство - прерогатива Кришны! Оно не является прерогативой дживы. Постичь Его может только тот, кто развил в себе совершенное сознание Кришны и стал истинным преданным Кришны. Никто иной не способен сделать это. И такой человек станет совершенным брахманом и достигнет цели жизни.
В”Бхакти-сандарбхе” (117) Шрила Джива Госвами цитирует ”Гаруда-пурану”:
брахманам сахасребхйах сатрайаджи вишишйате
сатрайаджи-сахасребхйах сарваведанта-парагах
сарва-веданта-вит-котйа вишну-бхакто вишишйате
ваишнаванам сахасребхйах экантйеко вишишйате
“Из многих тысяч брахманов наилучшим считается тот, кто совершает жертвоприношение Вишну. Из тысяч таких ягьика-брахманов наилучшим считается тот, кто знает сущность Веданты. Из миллионов знающих сущность Веданты наилучшим считается преданный Вишну. А из тысяч бхакт Вишну наилучшим считается преданный Вишну”.
Как утверждается в “Хари-бхакти-виласе”, так называемого брахмана, не являющегося вайшнавом (вайшнавата), нельзя считать истинным брахманом.
шат-карма нипуно випро
мантра-тантра-вишарадах
аваишнаво гуруг на сйад
ваишнавах швапачо гурух
“Брахман может быть очень искушён в повторении мантры, проведении религиозных обрядов или выполнении шести видов обязанностей, предусмотренных для брахманов: совершеннии жертвоприношений и обучении других этому искусству, изучении и разъяснении писаний, раздаче пожертвований и принятии подношений, - но если он не вайшнав, то есть не сведущ в науке сознания Кришны, он не может быть гуру. Но если человек является вайшнавом, он достоин стать гуру, даже если он рождён в семье неприкасаемых”.
Здесь возникает вопрос о гуру-таттве. Пока брахман не станет вайшнавом, он не может быть гуру. Он может в совершенстве исполнять шесть видов обязанностей, предусмотренных для брахманов, но если он не обладает преданностью Господу и не постиг Верховную Личность Бога, он не может быть гуру - аваишнаво гурур на.
Величайший брахман
С другой стороны ваишнавах швапачо гурух - если человек развил в себе вишну-бхакти, или кришна-бхакти, он достоин стать гуру, даже если он рождён в семье собакоедов, чандалов. Так называемого брахмана, не являющегося вайшнавом, или преданным Кришны, нельзя считать истинным брахманом, даже если он родился в семье брахманов. Он может очень хорошо знать шесть видов обязанностей брахманов: он может быть очень искушён в повторении мантр и проведении ведических обрядов (мантра тантра), он может очень хорошо знать Веды и разъяснять их другим (адхйайана адхйапана), он может знать, как поклоняться Верховной Личности Бога и обучать этому других (ягьяна ягьяна), - но если он не обладает преданностью Господу, он считается авайшнавом и не достоин быть гуру. “Тот, кто является Моим бхактой, - говорит Кришна, - может стать гуру, даже если он рождён в семье собакоедов (шва-пачо). Он достигнет цели жизни, так как он познал Меня”.
Санатана Госвами также приводит слова Кришны в “Хари-бхакти-виласе” (10. 127):
на ме ‘бхакташ чатурведи
мад-бхактах швапачах прийах
тасмин дейам тато грахйам
са ча пуджйо йатха хй ахам
«”Брахман может изучить четыре Веды: Саму, Атхарву, Риг и Яджур, - но если он не является Моим преданным, он не очень много значит для Меня. Тот же, кто является Моим преданным, очень дорог Мне, даже если он рождён в семье чандалов, собакоедов. Если вы хотите пожертвовать что-то, дайте это Моему возлюбленному преданному. Если же Мой преданный даёт вам что-то, примите это как его прасад, милость. Такой преданный, который очень дорог Мне, достоин такого же поклонения, как и Я Сам”, - говорит Кришна.»
Величайшим брахманом является чистый преданный, экантйека бхакта. Таково мнение Шрилы Прабхупады. Если человек не станет чистым преданным Кришны, он не достигнет цели жизни. Шрила Прабхупада говорит: “…человек должен постичь Кришну (кришнайа говиндайа). Тогда он достигнет цели жизни”. В этом и заключается наивысшее совершенство, которого может достичь тот, кто получил человеческое тело, являющееся редким даром.
лабдха-судурлабхам идам баху самбхаванте
манушйамардхадам анитйам апиха дхирах
(Бхаг., 11.9.29)
“После многочисленных переходов из одной формы жизни в другую живое существо наконец обретает редкий дар - человеческое тело. Цель человеческой жизни - познать Верховную Личность Бога, Кришну, и развить в себе парама-пурушартху, то есть кришна-према-бхакти. Не развив в себе кришна-прему, никто не способен познать или достичь Кришну, что является наивысшим совершенством, которого может достичь тот, кто получил этот редкий дар - человеческое тело”.
хари хари! бифале джанама гонаину
манушйа-джанама паийа, радха-кришна на бхаджийа,
джанийа шунийа биша кхаину
(“Прартхана”)
Нароттама дас Тхакур говорит в своей песне: “Если, родившись человеком, живое существо не посвящает себя радха-кришна бхаджане, оно сознательно пьёт яд”.
Наивысшее совершенство, достижимое в человеческой жизни, заключается в постижении Кришны (брахма джанатити брахманах). Именно это и говорит Прабхупада: “… Преданный Кришны очень привязан к традициям брахманической культуры. Истинным брахманом является сведущий человек, который знает, кто есть Кришна и чего Он хочет”.
Источник всех рас
Кто есть Кришна? Он - Шьямасундара - шьямам три-бханга-лалитам. Он изогнут, искривлён в трёх местах, но несмотря на это Он очень красив. Его красота превосходит красоту миллионов купидонов - кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам. Он необычайно красив, и Он - абхута ананта пура и шрингара-раса раджа мадана-мохана, то есть Он - источник всех рас и царь супружеской любви (шрингара-расы).
адбхута, ананта, пурна мора мадхурима
три-джагате ихара кеха нахи пайа сима
(Ч.ч., Ади, 4.138)
Это слова Самого Кришны. Он говорит здесь: “Моя красота удивительна, безгранична и явлена во всей полноте. Нет никого во всех трёх планетных системах, кто бы познал её. Никто не способен измерить