- думает он. - Эта джива принадлежит Кришне, Господу моего сердца, как же я могу плохо относится к ней, быть с ней жестоким”. Это и есть дживе дайя. Однако, не познав Сверхдушу, то есть Кришну, или Вишну, человек не способен проявлять милосердие ко всем дживам.
Таково идеальное отношение к другим совершенного брахмана, вайшнава. Он установил совершенные любовные отношения с Господом Кришной и видит во всех дживах частичек Кришны, объекта его любви. Только тот, кто любит Кришну может любить всех живых существ.
Тот, кто является брахманом осознал это, он видит, что Кришна и дживы связаны вечными любовными отношениями. Поэтому он относится к ним, как к братьям, проявляет к ним сострадание и дружит с равными себе. Он полон сочувствия к тем невежественным глупцам, которые страдают в этом мире из-за своего неведения. Они не развивают в себе сознание Кришны и ничего не знают о науке познания души, науке сознания Кришны. В нём появляется сострадание и сочувствие к ним. Он наделяет их таттва гьяной и дарует им сознание Кришны. Таково отношение вайшнава к другим живым существам. Может ли в таком случае идти речь о зависти и неприязни среди брахманов и вайшнавов? Тех, кто завидует другим и относится к ним с неприязнью, нельзя считать брахманами. Истинные брахманы всегда думают о благе всех джив, потому что их сердце разрывается при виде их страданий. Такие брахманы являются истинными вайшнавами.
Женщины, золото и слава
Теперь мы поговорим о том, что говорили махаджаны (махаджана-вакья) по поводу того, кто является истинным вайшнавом.
канака-камини, пратиштха-багхини
чхадийачхе йаре, сеи та’ ваишнава
(”Вайшнава ке?”, 11)
”Вайшнавом, несомненно, является тот, кто не жаждет золота и денег и не привязан к женщинам. Он не гонится за славой, почестями и признанием, которые сравнивают с багхини, тигрицей. Если вы попадёте в когти к этой тигрице, она сожрёт вас”. Вот что говорит махаджана Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Он вопрошает: ”А ты вайшнав?”
сеи ”анасакта” сеи ”шуддха бхакта”,
самсара таттха пайа парабхава
(”Вайшнава ке?”, 11)
“Он - шуддха-бхакта, чистый преданный, не привязанный ни к материальной деятельности, ни к женщинам, ни к золоту и деньгам и не стремящийся к славе, признанию и почестям. Он привязан только к лотосоподобным стопам Кришны. Такой человек воистину является вайшнавом”.
киртане йахара, ”пратиштха-самбхара”
тахара сампатти кевала ”каитава”
(”Вайшнава ке?”, 13)
”Те, кто посвящает себя киртане только для того, чтобы добиться пратиштхи, славы и всеобщего восхищения, чтобы все говорили: ”О, он - великий вайшнав, садху! Великий киртанийя!” - величайшие обманщики, и вся их деятельность - один лишь обман, каитава”.
Жизнь происходит из жизни
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит:
враджавасигана, прачарака дхана,
пратиштха-бхиксука та’ра нахе ”шаба”
прама ачхе танра, сехету прачара,
пратиштхаша хина - ”кришнагатха”саба
шридайитадаса, киртанате аша,
кара уччаих сваре ”харинама-рава”
киртана-прабхаве, смарана свабхаве,
се кале бхаджана-нирджана самбхава
(”Вайшнава ке?”, 18-19)
Для враджаваси, обитателей Враджабхуми, Кришна - единственный объект любви. Все они - прачараки, проповедники. Они выходят на улицу и проповедуют, так как они видят душу и Сверхдушу. Они видят, как страдают дживы вледствие своего невежества. Они видят в дживах частичек Кришны, объкта их любви. Они думают: "Они страдают только потому, что погрязли в невежестве, поэтому мы должны идти и проповедовать науку сознания Кришны. Им нужно дать сознание Кришны, и тогда они навеки избавятся от страданий и будут счастливы“. И они идут и проповедуют.
Но - пратиштха-бхиксука та’ра нахе ”шаба” - те, кто не выходит на улицу, чтобы проповедовать, или проповедуют ради славы и всеобщего почитания, - шаба, мертвецы. Они лишены жизни. Прана ачхе танра, сехету прачара - тот, кто обладает жизнью, идёт и проповедует. Что такое жизнь? Шрила Прабхупада касается этого вопроса в своём комментарии (Бхаг. 9.9.31): “Совершенная научная теория, заключающаяся в том, что жизнь - это соединение химических элементов, - глупость. Учёные не способны создать хоть какое-то живое существо, даже подобное тем, что вылупляются из яиц. Предположение о том, что учёные могут создать биохимическую среду, подобную биохимической среде яйца, и таким образом дать начало жизни, абсурдно”.
Каков источник жизни? Жизнь происходит из жизни, а жизнью является Кришна. Шьяма мора прана дхана - ”Шьяма - моя жизнь”. Тот, кто выходит на улицу и проповедует, является враджаваси, обитателем Враджабхуми. Он развил в себе кришна-прему и связал в своём сердце Кришну верёвкой любви. Он наделён жизнью. Ачарьи говорят:
шйама мора прана дхана, шйама мора абхарана
шйама мора дживанера дживана
шйама хено дхана пабо, хийара маджаре тхабо
наиле пране ванчхибанага
(“Падавали”)
Что такое жизнь? “Богатство моей жизни, прана дхана - это Шьяма. Единственное украшение для меня, мора абхарана - это Шьяма. В Шьяме вся моя жизнь. Шьяма - самое бесценное, что есть у меня. Я должен обрести Его и заключить в глубины сердца, а иначе я не смогу жить, и жизнь покинет меня”.
Источником жизни является Шьяма. Жизнь происходит из жизни. И тот, кто обладает жизнью, выходит на улицу и проповедует науку сознания Кришны.Он чувствует боль в сердце, видя, как живые существа страдают с незапамятных времён. Пратиштха-бхиксука та’ра нахе”шаба” - он не ищет славы, почестей и признания. Те, кто стремится к этому, лишены жизни, они - мертвецы. Вот, что Бхактивинода Сарасвати Госвами и