передают его людям. Веда - это апракрита шабда, трансцендентный звук, она не материальна. Веда - это шабда брахма, и она передаётся по гуру-парампаре, по цепи ученической приемственности, которую составляют истинные ачарьи, гуру.
Ученик обретает знание Веды, слушая гуру, поэтому другое название Веды - шрути, так как знание её приобретается в процессе слушания. Эта шабда брахма нисходит, когда истинный ачарья говорит. В форме шабды, звука, нисходит Сам Верховный Господь, который в виде звука входит через ухо в сердце. Так передаётся ведическое знание. Такова Веда, а того, кто знает Веду, называют брахма-вадинах.
В “Шримад-Бхагаватам” во многих местах обсуждается вопрос о том, кто является истинным брахманом. Истинный брахман это не тот, кто родился в семье брахманов. Истинный брахман - это тот, кто приобрёл брахманические качества и исполняет обязанности брахмана.
Бхактивинода Тхакур в “Джаива-дхарме” говорит, что существуют два вида брахманов: сва-сиддха и джати-сиддха. Один вид брахманов - это настоящие брахманы, а другой - те, кто родился в семье брахманов, те, кто составляет касту брахманов. Настоящие брахманы являются вайшнавами.
“Брихад-араньяка-упанишад” (3.9.10) гласит: там эва дхиро вигйайа прагйам курвита брахманах - “Брахманом является мудрый человек, познавший Верховного Господа, Парабрахмана, благодаря своей преданности Ему”. Кто такой брахман? Брахман - это разумный человек. Прабхупада говорит, что брахманы - это сословие разумных людей.
Общество, сравниваемое с телом, делится на четыре части: голову, руки, живот и ноги. Иными словами, оно делится на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Брахманы, т.е. сословие разумных людей, являются головой общества. Тело же без головы совершенно бесполезно.
В шастрах говорится, что в Кали-югу все люди являются шудрами - калау шудра самбхавах. Это значит, что в обществе нет брахманов, т.е. у него нет головы. Прабхупада говорил: “Мы делаем из людей брахманов. Мы даём брахманическое воспитание”. Это совершенно необходимо, а иначе общество, не имея головы, никогда не станет совершенным. Другие варны, и особенно - кшатарии, правящий класс, должны получать наставления от брахманов, сословия разумных людей. Они должны править под их руководством, а иначе они будут совершать ошибки.
Истинный брахман - буддхимана, брахмагья пуруша. Он постиг брахма васту, Господа Вишну, и осознал бхагават-сварупу и атма-сварупу, он следует по пути према-бхакти. Иными словами, он - вайшнав. Если кто-либо становится вайшнавом, он является совершенным брахманом.
Харидаса Тхакур
Здесь мы можем в качестве примера привести Адвайтачарью, который приносил своему больному отцу жертвенные дары - питри-шраддху. По ведическому обычаю человек должен затем пригласить брахманов и накормить их. Адвайтачарья пригласил Харидасу Тхакура и предложил ему шраддха-патру. Однако Харидаса Тхакур, который родился не в семье брахманов, а в мусульманской семье, то есть в семье яванов, сказал: “Нет-нет, не предлагай мне этого. Я - млеччха, родившийся в мусульманской семье, и если ты сделаешь это, ты будешь изгнан из сословия брахманов”. На что Адвайтачарья ответил: “Я не боюсь этого. Без всякого страха я буду делать то, что предписано шастрами”.
туми кхаиле хайа коти-брахмана-бходжана”
эта бали, шраддха-патра караила бходжана
(Ч.ч., Антья, 3.222)
““Накормить тебя всё равно что накормить десять миллионов брахманов, - сказал Адвайтачарья. - Поэтому, пожалуйста, прими эту шраддха-патру”. Так Адвайтачарья убедил его принять пищу”.
Кормить брахманов - это ведический обычай, и Адвайтачарья считал, что накормив Харидасу Тхакура, он получит такое воздаяние, как если бы он накормил несколько крор брахманов.
Харидаса Тхакур - вайшнав, и потому он считается совершенным брахманом. Махапрабху возвёл его в сан намачарьи. Он знает бхагават-свапуру и атма-свапуру. Он посвятил всего себя према-бхакти и круглые сутки повторял Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Решение проблем существования
Таков смысл этого стиха из “Брихад-араньяка-упанишад” - там эва дхиро вигйайа прагйам курвита брахманах.
В своём комментарии к “Бхагавад-гите” (2.7) Шрила Прабхупада цитирует стих из той же Упанишады: йо ва этад акшарам гаргй авидитвасмал-локат праити са крипанах, - “Того, кто, получив тело человека, не разрешает проблем существования и покидает этот мир, будучи ничем не лучше кошки или собаки, т.е. не познав науки духовного самопознания, следует считать скупцом”. Такой человек - крипана, являющийся противоположностью брахмана. Кто же является брахманом? Йо ва этад этад акшарам гарги видитвасмал-локат праити са брахманах - «Тот, кто покидает этот мир, найдя решение проблем существования, - мудрый брахман». Он познал непогрешимого Господа Вишну. Тот же, кто не постиг Вишну, - крипана. Тот, кто познал Вишну, может разрешить проблемы существования. Иным путём это сделать невозможно. Цель жизни - постичь и осознать Вишну, обрести Вишну. В шастрах много говорится об этом. Так, “Ману-самхита” (2.168) гласит:
йо ‘нидхитйа двиджо ведам анйатра куруте шрамам
са дживан эва шудратвам ашу гаччхати санвайах
“Тот, кто проходит обряд получения священного шнура, гаятри-мантра дикшу, обретает второе рождение и становится двиджей. Такой брахман, двиджа, должен жить в ашраме гуру и изучать Веды. Но если он, пройдя упанайану, мантра дикшу, покидает ашрам гуру и обращается к материальной деятельности, он становится шудрой. И все его потомки также будут шудрами”.
Таким образом, в Кали-югу все являются шудрами. В эту югу нет брахманов, так как после упанайаны, мантра дикши, они посвящают себя не изучению Вед, а