тому, что Ему дорого, тадия.
(Чайтанйа-чаритамрита, Мадхйа-лила 22.125)
садху-санга, нама-киртана, бхагавата-шравана,
матхура-васа, шри-муртира шраддхайа севана
сакала-садхана-шрештха эи панча-анга
кришна-према-джанмайа эи панчера алпа санга
Человек должен общаться с преданными, повторять Святое Имя Господа, слушать Шримад Бхагаватам, жить в Матхуре, Враджа-бхуми и поклоняться Божеству с верой и благоговением. Эти пять видов преданного служения лучшие из всех. Даже не большое или несовершенное следование этим пяти методам пробуждает любовь к Господу Кришне. (Чайтанйа-чаритамрита, Мадхйа-лила 22.128,129)
Это наставления Господа Гауранги Санатане Госвами. Рагхунатха дас Госвами в совершенстве следовал этой шикше. Шрила Прабхупада тоже хотел, чтобы мы делали это и стали счастливы, возвысив свою жизнь до трансцендентного уровня. Вриндавана-сева, Вриндавана-васа – важные составляющие этого процесса, это не только средство, но и цель. Именно это отличает бхагавата-марг, от всех других видов религии и самоосознания, которые являются только средством очищения сердца и методом служения Богу, но не целью. Итак, друг мой ум следуй далее этой тропой, этой дорогой домой, на Родину.
За мной мои друзья.
садхавах кали-кале ту тйактванйа-тиртха-севанам
вриндаранйе тава кшетре навадвипе васанти ва
В Кали-югу, преданные Кришны не захотят поклоняться своему Господу нигде, кроме Вриндавана и Навадвипы. (Гаруда Пурана)
рахасйам те вадишйами-джахнави-тире навадвипе голокакхйе дхамни
говиндо дви-бхуджо гаура сарватма маха-пурушо…
Вот это сокровенное высшее знание: На берегу Ганги проявится духовная копия планеты коров Вриндавана-дхамы – Навадвипа, полностью неотличная от той Голоки. Сам двурукий Господь Говинда снизойдёт там, в форме золотого цвета, гаура, душа всего сущего, Величайшая Верховная Личность Бога. (Чайтанйа Упанишад т.5)
И всё же отличие существует, так проявляется философский принцип провозглашённый этим самым Господом Гаурой, ачинтйа-бхеда-абхеда-таттва, непостижимое одновременное единство и различие.
кришна-лиламрита-сара тара шата шата дхара
даша-дике бахе джаха хайте
се чайтанйа-лила хайа саробара акшайа
мано-хамса чаратха тахате
В Кришна-лиле, во Вриндаване мы, вне всяких сомнений, находим высочайшую нектарную расу. Но, какова же Гаура-лила? В Навадвипе нектар игр Кришны во Врадже не ограничивается узким кругом, а распространяется повсюду, без ограничений. Она подобна стремящимся во всех направлениях ручьям нектарного потока Враджа-лилы.
(Чайтанйа-чаритамрита. Мадхйа-лила 25.271)
Главные качества Господа – это мадхурйа (сладость) и щедрость, милость (аударйа, карунйа). Как же эти качества проявляются в Кришне – Нанда-кумаре и Гауранге – Шачи-кумаре? Соответственно во Вриндаване и Навадвипе.
Враджа-кумар исполнен величайшей сладости, а Его сострадание проявляется только к Его вечным спутникам с которыми Он наслаждается нитья-лилой, Его милость остаётся не проявленной для всех остальных. Поэтому Нароттама дас Тхакур говорит:
Вишайа чхарийа кабе шуддха хабе мана, кабе хама херабо шри-вриндавана – Когда же я избавлюсь от позорного желания наслаждаться, эксплуатировать всё и вся, и моё сердце станет чистым? Тогда возможно я достигну Вриндавана. (Прартхана, Лаласамайи т.3)
Пока ум человека полон материальных желаний, он не сможет получить милость Кришны, и войти в царство Вриндавана.
Навадвипа-чандра полон щедрости и милости, а Его сладость доступна только Его чистым преданным, вместе с которыми Он воспевая Харе Кришна раздаёт всем и каждому любовь к Кришне. Так Навадвипа-дхама, обитель Гаура-Кришны более доступна для нас, новичков в духовной жизни, ибо там мы можем обрести то, что недоступно нам во Вриндаване. Не сомневайтесь, нет никакой разницы между Надией и Враджем.
Более того:
шри-гауда-мандала-бхуми джеба джане чинтамани
тара хойа враджа-бхуме васа
Тот, кто осознаёт, что земля Навадвипы, Шри-Гауда-мандала трансцендентна, обладает сознанием и состоит из волшебных драгоценных камней чинтамани – является истинным обитателем Вриндавана, Враджа-бхуми.
(Шрила Нароттама дас Тхакур, Прартхана, Саварана-гаура-махима т.3)
курукшетрам крите тиртхам третайам пушкарам смритам
двапаре наймишаранйам навадвипам калау кила
В Сатья-югу – Курукшетра, в Трета-югу – Пушкара, в Двапара-югу – Наймишаранья, а в Кали-югу – Навадвипа – являются главными местами вселенной для поклонения Господу.
(Мукта-санкалини-тантра)
Давайте же, следуя по стопам Шрилы Рупы и Рагхунатха даса Госвами, Нароттама даса Тхакура и Шрилы Прабхупады будем совершать своё поклонение в Навадвипе, Господу Чайтанье Махапрабху и так достигнем чистого преданного служения Шри-Шри-Радхе-Говинде во Вриндаване. Не будем перепрыгивать.
Майапур-чандрадая-мандир, где совершается поклонение Радха-Мадхаве в обществе восьми главных гопи: Лалиты, Вишакхи, Судеви, Ранга-деви, Чампакалаты, Индулекхи, Тунгавидьи и Читры, находится в Рудрадвипе не отличной от Вриндавана. Так по милости Шрилы Прабхупады мы можем обрести враджа-йугала-прему. Другие же острова Надии соответствуют другим лесам Враджа.
Текст 7
ваидагдхоттара-нарма-карматха-сакхи-вриндаих паритам расаих
пратйекам тару-кунджа-валлари-гири-дронишу ратрин-дивам
нана кели-бхарена йатра рамате тан навйа-йунор йугам
тат-падамбуджа-гандха-бандхуратарам вриндаванам тад бхадже
Изящно наряженные, сопровождаемые в высшей степени искусными сакхи, Юная Чета – Кишора и Кишори день и ночь наслаждаются любовными играми, такими как танец раса, среди кундж, деревьев, лиан и холмов Вриндаваны. Я поклоняюсь этой Вриндаване, которая украшена ароматом лотосных стоп Божественной Четы.
Без Вриндавана невозможна Радха-Кришна-лила, поэтому вечным объектом преданного служения являются не только Сама Божественная Чета, но и Их обитель – Вриндаван, а так же Их вечные спутники, без которых не возможна нитйа-лила.
вриндаванам паритйаджйа наива гаччхамй ахам квачит – Кришна говорит: Я никогда не покидаю Вриндаван (Падма Пурана, Патала-кханда 82.78)
О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидающий тело, этого состояния он непременно достигнет (Б.Г.8.6). В момент смерти ум и интеллект живого существа создают тонкую форму определённого типа тела, которое