живое существо получает в следующей жизни. Если в этот момент в уме неожиданно всплывёт какой-нибудь нелепый образ, в следующей жизни человеку придётся родиться в соответствующем теле. Но если в момент смерти человек будет думать о Кришне, он перенесётся в духовный мир, на Голоку Вриндавану. Переселение душ – очень тонкий процесс; поэтому Шрила Рупа Госвами рекомендует преданным подготовить свой ум таким образом, чтобы они всегда помнили о Кришне и только, о Нём. Точно так же язык нужно приучить говорить исключительно о Кришне и вкушать только кришна-прасад. Шрила Рупа Госвами далее советует нам: тиштхан врадже – поселиться во Вриндаване или в любом месте Враджа-бхуми. (Нектар наставлений стр.67)
Все наставления сводятся к следующему (ити упадеша-сарам):
1. тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-смритйох крамена расана-манаса нийоджйа – сосредоточенно повторять (сукиртана) Святое Имя Господа (нама), воспевать Его божественный образ (рупа), трансцендентные качества (гуна), вечные игры (лилы) и т.д. (ади) т.е. - обитель, любящих спутников и Его атрибуты. Всегда помнить (анусмритйох) о них, постепенно (крамена) занимая (нийоджйа) ими свой язык (расана) и ум (манаса);
2. тиштхан врадже – поселиться во Вриндаване;
3. тад-анураги-джананугами – служить Кришне, выполняя указания преданных; необходимо идти по стопам возлюбленных преданных Господа, которые очень привязаны к преданному служению Ему. (Нектар наставлений т.8)
Вриндавана-дхйана
тато вриндаванам дхйайет парамананда-вардханам
сарварту-кусумопетам пататри-гана-надитам
бхрамад-бхрамара-джханкара-мукхари-крита-дин-мукхам
калинди-джала-каллола-санги-марута-севитам
нана-пушпа-лата-баддха-врикша-сандаиш ча мандитам
камалотпала-кахлара-дхули-дхусаритантарам
тан-мадхйе ратна-бхумим ча сурйайута-сама-прабхам
татра калпа-тарудйанам нитйатам према-варшинам
маникйа-шикхараламби тан-мадхйе мани-мандапам
нана-ратна-ганаиш читрам сарварту-сувираджитам
нана-ратна-ласач-читра-витанаир упашобхитам
ратна-торана-гопура-маникйассхадананвитам
коти-сурйа-самабхасам вимуктам сат-тарангакаиха
тан-мадхйе ратна-кхачитам сварна-симхасанам
махат камалотпала-кахдара-дхули-дхусаритантарам
Вриндаван-дхама - это обитель всевозрастающего наслаждения. В этой трансцендентной земле растут цветы и фрукты всех видов, и многочисленные птицы наполняют ее сладким щебетанием. В воздухе витают ароматы реки Йамуны и прохладный ветерок, а во всех направлениях слышно жужжание шмелей. Вриндаван украшен древами желаний, а под ними раскинулся зеленый ковер из цветов и растений, на котором лежат узоры из пыльцы красного, голубого и белого лотоса. Земля сделана из самоцветов, сияющих словно десять миллионов солнц, а на ней стоит сад из древов желаний, распространяющих божественную любовь, и в этом саду есть великолепный храм с верхушкой из рубинов. Украшенный разнообразными драгоценными камнями, этот храм распространяет сияние в любой сезон. Он поражает сверкающими крышами из самоцветов и обрамленные рубинами, а также воротами и шпилями, инкрустированными драгоценностями. Храм сияет, словно миллионы солнц, и вечно свободен от шести видов материальных страданий. А внутри находится огромный трон из золота в обрамлении самоцветов. Так каждый может медитировать на Шри Вриндаван-дхаму, божественную обитель Верховного Господа. (Чайтанйа-тантра 4).
Из всех мест игр Кришны во Вриндаване только три являются наиболее важными и называются они – Йогапитхами. Йогапитха означает вечный центр игр Господа, где Он проявляется со всеми Своими спутниками и энергиями. Например, в Навадвипе Йогапитх – это Маяпур, Антардвипа, центр лотоса Надии – место, где явился Гауранга Махапрабху. Три Йогапитха Вриндавана – это Гупта-кунда, где утром тайно встречается юная Божественная Чета; Радха-кунда – где Они встречаются днём и Говинда-стхали или Раса-стхали, где Радха и Кришна встречаются ночью, чтобы совершить раса-лилу.
Так описывает Йогапитх Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами:
дивйад-вриндаранйа-калпа-друмадхах-
шримад-ратнагара-симхасана-стхау
шримад-радха-шрила-говинда-девау
прештхалибхих севйаманау смарами
Во Вриндаване, в храме из драгоценных камней, стоящем под древом желаний, на лучезарном троне восседают Шри Радха и Шри Говиндадева. Их окружают спутники и приближённые, которые с любовью служат Им. Со смирением и почтительностью я стараюсь помнить эту сцену. (Чайтанйа-чаритамрита, Ади-лила 1.16)
Шри Шри Радху-Говинду окружают восемь главных гопи, возглавляемых Шримати Лалитой-деви, которым помогают восемь основных манджари, возглавляемых Шри Рупой Манджари. Их окружают остальные сакхи и манджари, которые образуют вечно увеличивающийся лотос вокруг Радхи и Кришны.
Йогапитха-нама-аштака
чандравали-дурадхарша радха-саубхагйа-мандира
шри-ратна-мандапа шрингара-мандапа
саубхагйа-мандапа маха-мадхурйа-мандапа
самраджйа-мандапа сурата-мандапа
1. Чандравали-дурдаршана – место лишающее радости Чандравали-гопи, которая является соперницей Шри Радхики;
2. Радха-саубхагйа-мандира – храм величайшей удачи Радхики;
3. Шри-ратна-мандапа – место, являющееся великолепной драгоценностью Вриндавана;
4. Шрингара-мандапа – место любовных супружеских игр Божественной Четы;
5. Саубхайая-мандапа – место, являющееся источником великой удачи;
6. Маха-мадхурйа-мандапа – источник трансцендентной сладости;
7. Самраджйа-мандапа – царство любви;
8. Сурата-мандапа – божественная обитель.
Тот, кто будет декламировать эти восемь имён Йогапитха по утрам, привлечёт сердце Шри Говинды и обретёт любовь к Нему. (Урдхвамнайа-тантра)
В каждом из трёх Йогапитхов вечно являет Свои игры одно из главных Божеств Враджа: Мадана-мохана, Говинда и Гопинатха.
эи тина тхакура гаудийаке карийачхена атмасат
э тина чарана вандон, тине мора натха
Эти три Божества Вриндавана (Мадана-мохан, Говинда и Гопинатха) покорили сердца всех гаудия-вайшнавов (последователей Господа Чайтаньи). Я почитаю лотосные стопы этих Божеств, ибо Они – владыки моего сердца.
"Процесс установления отношений с Кришной имеет три стадии: самбандха, абхидхейа и прайоджана. Три Божества – Мадана-мохана, Говинда и Гопинатха - наделены совершенно определёнными качествами. Поклонение Мадана-мохану - это платформа восстановления нашей забытой связи с Личностью Бога (самбандха). Находясь в материальном мире, мы пребываем в полном неведении относительно своих вечных взаимоотношений с Верховным Господом. Таким образом, стремясь к успеху, лучше просто предаться Верховной Личности Господа, не погрязая в деятельности ради её плодов или ментальных спекуляциях. Совершенство жизни в том и состоит, чтобы просто вручить себя Всевышнему. В начале духовного пути следует поклоняться Мадана-мохану, способному привлечь нас и уничтожить нашу привязанность к удовлетворению материальных